“Ни английский, ни французский” ПАРИЖ. ПАРК АНДРЕ СИТРОЕН

“Парижане очень любят праздники и в конце сентября отмечают праздник Садов, которые они любят, холят и лелеют. В программе развития столицы планируется объединить набережные Сены в общий ансамбль, простирающийся от Берси до Парка Андре Ситроен. Об этом удивительном парке, который представляет собой реализацию одного из самых амбициозных проектов в Париже XX века, хочется рассказать поподробнее.

Парк Андре Ситроен является частью перепрофилированной зоны новостроек на берегу Сены в 15 округе Парижа, где располагался автозавод “Ситроен”.
Концепция парка – современная интерпретация четырех элементов дизайна: Архитектуры, Искусства, Природы и Движения. В различных уголках парка они сочетаются попарно: Природа и Движение относятся к “живому миру”, условно влияя на Архитектуру и Искусство, что объединило “труд архитекторов и пейзажистов”.

Парк занимает площадь в 14 га и открывает на западе, с левого берега реки, широкую третью перспективу на Сену, завершающую открытые ранее парижские перспективы Эспланады Инвалидов и Марсового Поля.

 

Белый сад и черный сад

По обе стороны от главного входа расположены два сада квадратной формы – “Черный и Белый”, которые являются продолжением парка до улицы Сен-Шарль и гармонично вписаны в планировку нового квартала. Жиль Клеман относит их к “Садам Искусства”, так как в них широко использованы инертные материалы и редкие растения. По задумке архитекторов эти сады, символизируя “свет и тень”, призваны противостоять друг другу по цвету и в пространстве.

«Белый сад» занимает площадь в 1 га и представляет собой просторную, постоянно открытую площадку для игр. В саду мало зелени, но широко использованы камень и инертные материалы.

“Черный сад” в 2 га, напротив, засажен густой растительностью темно-зеленого цвета. Хвойники подстрижены таким образом, что напоминают японские карликовые деревья, выросшие до гигантских размеров. В этом саду высажены растения с темно-красными, темно-лиловыми, темно-бордовыми и густо-фиолетовыми цветами, создающими ощущение “черного” цвета.

Например, весной под соснами расцветают черные тюльпаны. Этот сад обнесен стенами и имеет вид лабиринта, красивые ступеньки ведут к небольшой центральной площади в форме квадрата, оформленного черным мрамором. Движущийся поток пространства создает выразительный эффект в этом саду: оно то медленно продвигается по узким проходам, обтекая группы растений, то заполняет открытые площадки или устремляться вниз по лестнице.

 

Игра пространства

Парк Андре Ситроен – это объемно-пространственная композиция, состоящая из множества ландшафтов, раскрывающихся с определенных видовых точек или при движении по заданному “зрительному маршруту”. Один из них – диагональ, проходящая с юга на север к Сене, обозначенная пешеходной дорожкой. Она пересекает партер, являющийся композиционным центром парка. Ею могут воспользоваться занятые парижане, которым нужно пройти кратчайшим путем по набережной Сены. Предлагаем прогуляться по парку не спеша, любуясь творением французских архитекторов.

В парке Андре Ситроен заложен принцип чередования открытых и закрытых пространств. Их количественное соотношение определяет объёмно-пространственную структуру любого сада. В парках регулярного стиля партеры и газоны чередуются с объёмными боскетами, открытые лужайки и водоёмы в пейзажных садах – с зелёными массивами свободных очертаний.
Создатели парка Андре Ситроен считают его единственным в своем роде: “ни английским – ни французским”, так как в нем открытые и закрытые пространства неуловимо перетекают друг в друга.

 

Вода в ландшафте

В связи с тем, что парк расположен на Сене, вода в нем стала одним из доминирующих элементов. Она символизирует Движение, и занимает в парке общую площадь в 1 га. Сена питает множество фонтанов и водоемов, расположенных во всех уголках парка. Вода широко разливается в Большом канале, окружает центральный партер, превращается в каскады и стремительные потоки, огибающие расположенные рядами Серийные сады.

Многочисленные фонтаны украшают Чёрный сад, а колоннада в центре больших теплиц названа водным перистилем. Есть в парке чудный уголок отдыха: «акустический садик». Он ограничен с двух сторон высокими бетонными стенами, а две другие стороны представлены склонами, по которым стекает и плещется вода, создавая эффект пребывания у водопада или на берегу моря. В нём явно просматривается тесная связь элементов Архитектуры и Движения. Создавая боскеты или растительный перистиль из стриженых магнолий, архитекторы манипулировали их формой, высотой и другими параметрами, также как при планировании неживых элементов садового дизайна.

 

Приемы ландшафтного дизайна

Прогуливаясь по Андре Ситроен, можно изучать классические приемы паркоcтроения. Линейная перспектива отражает зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя: вертикальные линии уменьшаются в размерах, а параллельные линии сходятся на линии горизонта. Поэтому, “увеличить глубину пространства” можно, создав искусственную перспективу из растений, которые по мере удаления от зрителя сокращаются в размерах.

Этот прием был известен давно, и может быть использован даже на дачных участках. Восточные паркостроители для создания иллюзии глубины пространства уменьшали в размерах плиты мощения или меняли фактуру их поверхности – от грубой до гладкой, отполированной, которая визуально размывает контуры дорожки.

Юго-западная часть парка отражает концепцию Алена Прово, создавшего «Сад Метаморфоз», который демонстрирует взаимосвязь противоположных элементов: Природы и Архитектуры. Металлические, футуристические скульптуры повторяют абрис крон деревьев, стриженые бордюры имеют параметры бетонных ограждений, а форма крон магнолий перекликается с очертаниями, создаваемыми водными струями фонтанов.

Северо-восточная часть парка воcпроизводит экологическую и философскую концепцию Ж. Клемана, который расположил здесь “Сад в движении” и “Серийные сады”.

«Сад в движении» – это рай для «сорняков» и российскому туристу напомнит очищенный от мусора пустырь на окраине города. С французской точки зрения, этот сад являет собой высшую ступень оформительской сложности, так как в задачу садовника входит решение сложного вопроса о выживании или гибели того или иного вида растений, произрастающего в этих диких зарослях. И главный принцип при этом – «не навреди», то есть, вмешательство садовников ограничены до минимума, и растения могут развиваться абсолютно свободно, исчезать и появляться вновь.

Ж. Клеман отобрал растения для демонстрации процесса эволюции, и посетитель может наблюдать изменения растительности, происходящие со временем. Здесь растут цветы, типичные для земель, оставленных под паром: одуванчики, маки, васильки, клевер и злаки. Искусственно подсажены только бамбуки, папоротники и нежные мхи. Растения находятся в постоянном движении во времени и пространстве. Во времени, потому что цветение может произойти в любое время года, а в пространстве, потому что цветы, которые вы увидели однажды в каком-то месте, больше никогда не найдёте там.

Сад в движении занимает большую территорию, контрастируя с окружающими его современными функциональными строениями, он производит удивительное впечатление. В этой части парка можно насладиться природой, находясь в городском пространстве, что особенно важно для парижан. Здесь мы видим соединение элементов Природы и Движения, а по философской концепции Ж. Клемана этот сад посвящён субботе – дню отдыха.

 

Серийные сады

“Серийные сады”, отделённые друг от друга водой, образуют в этой части парка изящный ансамбль. Шесть больших теплиц примыкают к границе параллельно расположенных садов и гармонируют с башнями в противоположной стороне от центрального партера. «Серийные сады» представляют собой «интимные» образования, подобные которым трудно найти в городских парках. Каждый из них ассоциируются с днём недели, планетой, металлом, цветом и символизируют какой-либо орган чувств и состояние воды.
Для иллюстрации выбранной темы каждого сада, использованы определённые растения. Поэтому, задача «Серийных садов» не только заполнять пространство парка, но одновременно быть его «изюминкой». Каждый сад отличается от другого своей планировкой и породами деревьев. Для любознательных посетителей план посадок выгравирован на чугунной пластине, выставленной перед входом в сад. Доминирующий цвет растений каждого сада дал ему своё название.
Итак, продолжая прогулку по парку Андре Ситроен, заглянем в «Синий» сад. Он посвящён пятнице, голубой планете Венере и обонянию, поэтому здесь высажено много пряных трав и ароматических растений. Колокольчики, васильки, лён, ирис, дельфиниум, агератум имеют разнообразные оттенки синего цвета: кобальт, васильковый, бирюзовый.

Весной здесь расцветают печёночницы, мускари, обриетта, виола. Сад символизирует медь, поэтому по медным трубам вьются ипомея, глициния, клематисы и течёт вода, которая тихо капает в резервуар. Может показаться, что «труба прохудилась». На самом же деле – это символ дождя. Психофизиологи считают, что основная черта людей, предпочитающих синий цвет – эмоциональная привязанность к близким людям, спокойствие и удовлетворённость жизнью. Поэтому именно они комфортно чувствуют себя в этом саду.

“Зеленый” сад – символ четверга, Юпитера, олова и посвящен слуху.

В нём высажены в основном декоративно-лиственные растения: папоротники, костец и горянки, манжетка, молочай, копытень, бадан. Поражает разнообразие оттенков зелёного цвета, представленных в этом саду: болотный, салатный, оливковый, бутылочный, изумрудный. Он действует успокаивающе, снижает кровяное давление и повышает работоспособность. Поэтому его предпочитают творческие люди, аккуратные и педантичные, склонные к уединению, постоянству и прямолинейности в отношении с окружающими.

“Оранжевый” сад – посвящён среде, ртути и Меркурию. Оранжевый цвет тонизирует и действует на человека возбуждающе, создавая жизнерадостное и бодрое настроение. В нём цветут гравилат, гелениум, тагетес, хризантема, лилии, примула, лилейник и львиный зев разнообразных оттенков: терракотового, кораллового, абрикосового.

Сад символизирует осязание, поэтому здесь высажены растения с разной текстурой листьев: морщинистой и гладкой, шершавой или колючей. Осенью сад украшен древесными растениями с бронзовой окраской листьев: калина гордовина и Саржента, клён остролистный, рябина, спирея японская, облепиха. Но, где же вода? Проходя через этот сад по дорожке, не сразу сообразишь, что это и есть отражение проявления воды в виде ручья. Центральная часть дорожки гладкая и цветом обозначена «тонкая струйка», в которую превращается ручей летом. А галька повторяет изгибы «весеннего разлившегося ручья».

“Красный” сад символизирует вторник, железо и горячую планету – Марс, ведь красный цвет ассоциируется с огнём и кровью, возбуждает и поднимает настроение. Этот цвет – выражение жизненной силы, поэтому сад придётся по душе смелым и вспыльчивым людям, живущим эмоциями. Одна часть этого сада сильно заглублена, что позволило создать довольно высокий водопад, который особенно впечатляет при взгляде с верхней террасы. Среди камней растут маки, тюльпаны, гвоздики, гравилат, флоксы, астильба с красными цветками. В связи с тем, что сад посвящён вкусу, вдоль его границ высажены деревья со съедобными ягодами: рябина, вишни и черешни.

“Серебряный” сад посвящён понедельнику, символизирует Луну и серебро, что очевидно. Он ограничен белыми бетонными стенами, на фоне которых контрастно выделяются кроны стриженых тисов. Контраст бледных и тёмных тонов – колористическая основа этого сада, его может уловить только человек с хорошим зрением. Серебристая листва полыни, чистеца шерстистого, лоха серебристого и других растений символизируют воду. Гравий в центре сада, засаженный островками злаков, и окружённый « дощатыми пристанями» – это олицетворение реки.

«Золотистый» сад символизирует золото и воскресенье. Он посвящён Солнцу, поэтому здесь установлены большие солнечные часы. В цветниках высажены девясил, манжетка, вербейник, солидаго, бузульник, энотера, тысячелистник и гелениум с жёлтыми цветами. Древесные растения с золотистым оттенком листвы даже в пасмурный день создают впечатление солнечных лучей. Вызывая ощущение теплоты и света, жёлтый цвет стимулирует зрение и нервную деятельность, поэтому он заряжает оптимизмом и настраивает на веселье. Этот сад предпочитают активные и общительные люди.

Интересно, что только в «Золотистом» саду создана круглая площадка, окружённая скамьями для отдыха. Это место для беседы и встреч с друзьями, а при общении необходимо прислушиваться к «шестому чувству» – интуиции, которой и посвящён сад. А вот воду здесь «днём с огнём» не сыщешь, потому что она представлена утренними туманами, образующимися над углублённым газоном, что способствует её испарению.
Андре Ситроен – замечательный парк, в который хочется возвращаться снова и снова, наблюдая за его Метаморфозами.”

 

Оригинал статьи здесь:

 

Комментарий доктора архитектуры, профессора В.А. Нефедова:

“Для специалистов, занимающихся современным ландшафтным дизайном, в Парке Ситроен заключен уникальный шанс для преодоления всех известных им стандартных представлений о городском парке и многочисленных комплексов необходимости создания некой красивости традиционного паркового ландшафта с чередующимися открытыми и закрытыми пространствами.
Содружество двух реально лидирующих ландшафтных мастеров Франции – Жиля Клемана и Алана Прово, создавших в конце ХХ века один из лучших современных парков мира – Парк Андре Ситроен, помогает очень многим и по сегодняшний день понять реально новый смысл ландшафтного дизайна, заключающийся в качественно новом диалоге с Природой. Именно она, Природа, становится для мастеров и своеобразной «палитрой», и «процессом», и «объектом» их творческой интерпретации. В этом парке нет стандартных решений: интерпретация приемов ритма, контраста, каскада, анфилады и гротеска мастерски сочетается с визуальным кодированием и сюжетным сценарированием пространства с использованием ресурса Природы.

Парк впервые на очень высоком уровне продемонстрировал, что «краски Природы», переложенные на структуру пространства «Серийных садов», становятся не просто самым ярким и самым запоминаемым средством организации ландшафта, а позволяют внести в парковое пространство постоянную интригу в прочтение его «слоев» по мере продвижения. Ритм зеленых масс формованной растительности в сочетании с внутренними каскадами, внезапные визуальные раскрытия из «Серийных садов» на центральный партер с живописными группами хвойной растительности оставляют очень сильные впечатления, не существующие больше ни в одном парке мире. И в этом смысле Парк Ситроен, определенно, для «гурманов», специалистов, ищущих «вкусный ландшафт» в изысканном стиле, но без роскоши и буйства цветов, без «хороводов из клумб» и банальных горок.
В трактовке каждой темы Парк Ситроен представляет инновации в ландшафте. И в ярусности своего пространства, и в динамике «Сада в Движении», и в ритме Гротов Нимф, и в живой пластике воды на Площади 100 фонтанов. После посещения парка в него можно возвращаться десятки раз, но он никогда не повторится в своем восприятии. Он, как и Природа, увлекает своей глубиной и неисчерпаемостью постижения.”


Парк Андре Ситроен – один из шедевров современной архитектуры Парижа. Приглашаем посетить и другие значимые места вместе с опытным преподавателем, искусствоведом Татьяной Петровой и студентами Школы в рамках стажировки в Париже 17 – 22 января 2013 года!

Опубликовано 26 ноября 2012, рубрики: Из мира дизайна. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставить комментарий

наверх страницы