Финляндия: шок для дизайнера из России

«Шок – вот наше состояние от всего, что мы увидели в Финляндии. К концу второго дня мы даже, кажется, устали удивляться и уж тем более сравнивать увиденное с Россией», – делились впечатлениями участники стажировки за обедом в Котке перед отъездом домой. Двухдневная поездка не только зарядила их энергией и заставила воспринимать средовой дизайн по-новому, но и по-другому относиться к каждой детали, фрагменту окружающего мира.


После такой поездки появилось желание пойти учиться на ландшафтного дизайнера после того, как я закончу обучение на направлении «Дизайн интерьера!»

Я в полном восторге от стажировки! Когда ехала, даже представить не могла, что знакомая, казалось бы, как родная, Финляндия, раскроется мне с таких неожиданных и самых ярких сторон!

У меня просто нет слов! Я физически устала удивляться за эти два дня – сравнивать с Россией просто бесполезно! Здесь все настолько по-другому, что общих точек соприкосновения практически нет. Сейчас такое чувство, как будто мы побывали на другой планете.

Невероятная поездка! Как я могла такое ожидать – полнейший переворот в сознании и в отношении к Финляндии! В которой я столько раз была! Непременно вернусь в «наши» места с финскими друзьями – уверена, даже они там никогда не были!

Казалось бы, что такое два дня! Пролетят – и не заметишь! Но с Валерием Анатольевичем Нефедовым все по-другому: интенсивность образовательной программы обеспечивается в первую очередь тем, что счет идет не на дни и даже не на часы, а на минуты. Первый раз, когда он сказал нам «На посещение салона отводится 7 минут, думаю, это вполне достаточно», – такой точный подход ко времени вызвал улыбку удивления у большинства. Но за два дня общения с преподавателем пунктуальность и даже переход на расчет времени по минутам каким-то чудным образом проникла в сознание каждого из нас. Мало кто, наверное, сейчас отдает себе отчет в том, что научился важной профессиональной составляющей дизайнера – точности, пунктуальности, умению сделать все во время и, что главное, ко времени. А вот заказчик в будущем оценит это очень высоко.

За время стажировки у каждого из нас накопилось столько эмоций, впечатлений, знаний, открытий, мыслей, идей и фотографий, что «оседать» весь этот ураган информационного потока в нашем сознании и нашей жизни будет еще очень-очень долго. Поэтому и рассказать складно и ровно о поездке сейчас еще довольно трудно: на анализ требуется время, а первые воспоминания – они всегда очень живые, эмоциональные и разноплановые. Тем более, что как раз-таки в этой поездке эмоции были самые разные: от сонного спокойствия на Финляндском вокзале до трепета ожидания – на подъезде к Хельсинки, от радости собственных открытий и наблюдений дизайн-решений – до детского восторга на потрясающих современных детских площадках, от сосредоточенного внимательного изучения каждого фрагмента уникальной дизайн-среды – до расслабленного безмятежного счастья в летнем кафе Морского терминала в Котке. Все эти эмоции и знания, которые мы получили за два дня, очень породнили нас – если из Петербурга уезжал каждый по отдельности, то возвращались мы настоящей командной. Тем самым подспудно стажировка выполнила очень важную роль, изменив отношение к профессии дизайнера и доказав первостепенность коллективного сотрудничества дизайнеров различных специализаций.

Итак, в субботу в 6:40 мы садимся в поезд «Аллегро», который за три часа доставит нас в Хельсинки. Мы все очень разные: есть в группе и выпускники, и студенты, и абитуриенты, причем как с направления «Ландшафтный дизайн», так и с «Дизайна интерьера» и «Дизайна костюма». Все уже не раз бывали в Финляндии и поэтому даже не подозревают, насколько сильным будет удивление от знакомство с уже знакомым пространством, ведь «можно смотреть, но не видеть, не замечать из-за того, что всегда ты едешь либо в магазины, либо в музеи, либо на рабочие встречи», как отметала уже позже участница стажировки.

Валерий Анатольевич Нефедов куратор стажировки
Наталья Багаева, Татьяна Риферт, Анна Крутолевич

 

Первый отличительный признак «европейского» города – города для человека – это, конечно, логичная, четкая и повсеместная система указателей и присутствие велосипеда как вида транспорта.



Парковки для велосипедов самых различных конфигураций встречаются на каждом шагу.
9 из 10 велосипедов при этом не заперты на замок

 


Велосипедные дорожки в Финляндии есть абсолютно везде. Их мы заметили еще из окон поездка (они идут параллельно каждой дороге, соединяющей населенные пункты). Отличаются они только шириной и соотношением с частью тротуара, предназначенного для пешеходов.
Слева на право: узкая велодорожка, одинаковые дороги и велодорожка, значительно превышающая по ширине пешеходную часть.

 

При таком количестве велосипедов в Финляндии, конечно, не обошлось и без изменений в светофоре: помимо традиционных трех кругов для пешеходов сверху у него есть четвертый для велосипедистов.
А вот машин в Хельсинки практически нет, все они «спрятаны» в подземных парковках, чтобы не мешать пешеходам и велосипедистам, которым, безусловно, отдается в городе предпочтение.
Светофоры для машин очень удачно «скреплены» с пешеходным: водитель, поворачивающий налево или направо, сразу же видит сигнал для пешехода и, если необходимо, пропускает его.

 

С поезда мы сразу же отправляемся на пешеходное исследование центра Хельсинки, отмечая как достижения современной архитектуры, скульптуры, ландшафтного дизайна, так и незаметные для большинства обывателей дизайн-решения, способствующие комфортному пребыванию и передвижению в городе.

Слева:
Конный памятник маршалу Маннергейму и современный памятник, посвященный столетию финской демократии. Разная форма исполнения подчеркивают диалог времен, связь прошлого с настоящим.

Справа:
Памятник установлен на газоне, но вокруг него специально сделана площадка из выложенных плит, чтобы газон не был вытоптан теми, кто хочет подойти прочитать табличку. Камни уложены не стык в стык для того, чтобы через них пробивалась трава и не было ощущения холодного, каменного покрытия. Материализация выражения «думать наперед».

 


Финны не боятся экспериментировать, предлагать неожиданные решения и даже играть – в этом и заключается свобода творчества, свобода мысли и дизайна. В первую очередь здесь привлекается гигантские кусты клубники (тема природы всегда первичны в Финляндии), но также обратите внимание на графичность окон здания и бесподобную укладку мостовой.

 


Далее наш путь лежит к Kampi – главному автовокзалу Хельсинки, который, как и все парковки, находится под землей. Над парковкой – большая площадь, которая в субботу превратилась в спортивную площадку благодаря мобильным трибунам и полям для игры в хоккей на траве. Команд и болельщиков столько, что глаза разбегаются. Это пример «живого» функционального места – на контрасте сразу же вспоминаются площади в России, которые всегда безлюдны и обходятся стороной.

 

Слева:
Под землей – автовокзал Kampi. Над ним пешеходная зона с возвышениями – перепад высот сделан для того, чтобы посадить деревья не в асфальт, а в землю.

Справа:
Часть группы во главе с Валерием Анатольевичем Нефедовым

 

На заднем плане – здание FinKino. Перед ним пешеходная зона, предназначенная для прогулок и отдыха. Вместо традиционных для России клумб финны используют для озеленения города очень много естественных для местности растений – хвойников, полевых цветов, трав, мхов. Это позволяет, с одной стороны, сделать искусственное насаждение максимально органичным и естественным, а с другой – продлить его жизнь.

 

Сиденья установлены таким образом, чтобы можно было и компанией рядом посидеть, и одному. Простые по дизайну и материалам, они тем не менее выглядят очень оригинально.

 

Здесь впервые мы увидели огромные стеклянные финские лоджии, которые сразу нас заворожили своим дизайном. Еще один вариант скамейки, тоже деревянной, а также антивандальные уличные фонари и мусорный бак.

 

Смотреть по сторонам в Финляндии не достаточно, обязательно обращайте внимание под ноги: на фото слева – специальная полоса для слепых, помогающая им ориентироваться в пространстве. На фото справа: незначительная ложбинка вдоль всего тротуара собирает дождевую воду и «доводит» ее до люка – и никаких луж.

 

Если в Финляндии появляется забор, то он никогда бывает серым. Мало кого интересует, что за забором, намного интереснее что НА заборе, ведь он служит полотном для творчества.

 

Природа и спорт – две важные темы в сознании, а значит – в дизайне. Парящий над искусственным водоемом парусник в атриуме торгового центре – отличная идея дать покупателям образный «глоток свежести», пока они ходят по магазинам.

 

«Если ты можешь из металлической трубы сделать такой фонтан – ты настоящий дизайне», – сказал Валерий Анатольевич Нефедов. У нас нет никаких сомнений, что это гениальная идея и отличная реализация. Стоишь рядом, смотришь и оторваться не можешь, а в голове все крутится мысль:«Как просто! Как здорово!»

 



Открытый дворик на крыше торгового комплекса с яркими скамейками и хвойными деревьями – идеальное место, чтобы немного воспарить над суетой и на какое-то время забыть, что ты в центре столицы.

 

Внутренний переход между двумя торговыми комплексами: слева по стене вверх стремятся зеленые растения, справа искусственный ручеек во дворике «вбегает» в пространство перехода, подпитывая оригинальный фонтан. Такие приемы позволяют избавиться от четких границ здания и улицы, внешнего и внутреннего, природного и искусственного.

 

Далее мы отправились в несколько дизайнерских салонов, расположенных в центре Хельсинки, чтобы получиться представление о современных тенденциях мебели и, конечно, стоимости. Больше всего нас потряс салон Skanno: в нем можно провести целый день, как в музее. Ощущение было у всех такое, как будто до этого мы очень долго брели по выжженной пустыне и вдруг окунулись в освежающую прохладу моря. Каждый предмет мебели – по-настоящему дизайнерский: со своим характером, настроением, идеей.

















Кстати что касается цен, то они не такие «многозначные», как мы привыкли видеть в наших салонах дизайна. Например, действительно «дизайнерский» диван здесь можно купить за 4000 Евро, а у нас за те же деньги (это 160 000 рублей) – разве что в обычном мебельном магазине.

 


Это модульный диван вызвал восторг у всех участников стажировки, но особенно у Ани Крутолевич, которая никак не могла отойти от него: рассматривала его с каждой стороны, фотографировала, а потом с таким искренним восторгом сказала: «У меня именно этот диван сейчас в дипломном проекте! Только развернут по-другому, он ведь модульный! Понимаете, я его до этого только в журналах видела, а сейчас он передом мной, настоящий! Это какое-то космическое чувство! Только ради этого стоило поехать на стажировку!»

 



Еще один примечательный для дизайнеров салон – Marimekko, где есть возможность подобрать текстиль совершенно различных цветов и принтов. Очень яркие, сочные, живые ткани разнообразных коллекций представлены как самостоятельно, так и уже в готовых изделиях: комплектах постельного белья, скатертях, салфетках, шторах, покрывалах и т.д.
Обратите внимание, что на входе в салон вас встречают традиционные для Финляндии хвойники в мешках из фирменных тканей Merimekko – они еще издали привлекают внимание пешеходов.

 

Из центра города мы отправляемся на автобусе к терминалу Viking Line, чтобы изучить береговой ландшафт и познакомиться со среднестатистическим оформлением дворового пространства в европейском городе.

Все машины жители окрестных дворов оставляют на специальных парковках с внешней стороны зданий (обратите внимание, что парковки все очень «зеленые»: газон, кустарники и даже деревья вокруг – обязательный элемент). Решение простое и очень удобное: от машины до дома идти несколько минут, но при этом во дворе и дети играют в безопасности, и взрослые гуляют на чистом воздухе, а не дышат выхлопными газами.
Внутри дворы очень просторные, открытые, в них очень много воздуха и абсолютно нет машин. Машина в жилом районе Хельсинки такое же редкое явление, как у нас – хороший асфальт.

 


Очень интересная идея оформления пространства между зданием и пешеходными дорожками: неровная укладка разных по размеру и форме плит создает, с одной стороны, иллюзию природного ландшафта, характерного для Финляндии, с другой – сама по себе отвергает идею «пойти по газану», ведь человек подсознательно выберет гладкий асфальт пешеходной дорожки, а не неровности оформленного таким образом газона.
Табличка, обозначающая запрет выгула собак, не портит общей визуальной картины, но при этом сразу же отпадают вопросы – можно здесь выгуливать собак или нет. И даже если подсознательно знаешь, что нет, наличие таблички как явного запрета, это знание как бы «материализует» – рядом с ней нарушать правила – все равно что сразу признаться в преступлении.

 


Подъезд, парадная – у нас есть различные слова, у финнов – первичная функция: дверь должна быть широкой и легко открываться, над ней прочный (!) козырек от дождя и снега, от нее – переходная дорожка и пандус для инвалидов. Рядом локальное освещение, почтовый ящик, коврик для сбора первичной уличной грязи и воды и, конечно, парковка для велосипедов.

 



Первый этаж в Финляндии считается самым престижным, потому что обычная планировка квартиры дополнена возможностью иметь свою личную зеленую территорию перед лоджией. В хорошую погоду стеклянные двери лоджии раскрываются, и летние столики выносятся на площадку во дворе. Все лоджии и зеленые территории вокруг них – словно со страниц дизайнерских журналов: мебель, аксессуары, цветы и растения подобраны с удивительным вкусом и, конечно, с душой – это сразу чувствуется, поскольку одинаковых вариантов декорирования не встретить.

 


Лоджии в каждом доме – очень большие по площади, что позволяет хозяевам использовать их как дополнительные комнаты: они обставлены мягкой или плетеной мебелью, цветами, декоративными элементами (фонариками, вазами, свечами). Очень любят финны ставить различные статуэтки, особенно кошек, о чем свидетельствуют фотографии справа. На верхней фотографии справа также можно заметить солнцезащитный пляжный зонт (представить такой на балконе в Санкт-Петербурге – полный абсурд) – они установлены на многих лоджиях, поскольку солнечные дни финны любят проводить с семьей именно на открытых лоджиях.
Центральная фотография верхнего ряда: маленькая площадь балкона используется по-максимуму – белые ажурные стулья и столик дают возможность посидеть на природе. Перед балконом сделана дорожка из камней, газон и только затем высажены кустарники – не высокие, чтобы зелень не заслоняла окна первого этажа.

 



Подлинная современная архитектура, которая в Финляндии создана не для единичных «звездных» зданий или штаб-квартир крупных корпораций, а в том числе и повсеместно для жилых зданий среднего класса. В сером скандинавском климате, конечно, сразу же радует глаз подборка используемых цветов – не ярких как таковых, но теплых и сочных для внешних стен зданий. Живые линии, яркие конструктивные решения дополнены динамичным (а не ровным статичным) расположением оконных проемов – особенно это видно на кирпичной стене (правая фотография в нижнем ряду).

 


Озеленение дворов повсеместное, масштабное и – тонко продуманное. Никаких беспорядочных посадок – каждый элемент ландшафтного дизайна оправдан функционально. Набор растительности отвечает предложениям скандинавского климата: хвойники, фруктовые деревья, кусты сирени. Сквозь укладку пешеходных дорожек пробивается трава, чтобы камень не выглядел «голым» и «холодным». Геопластика вторит естественным природным линиям с возвышениями и пригорками, что делает окружающий микромир дворового пространства более интересным, динамичным и естественным.

 


Детские качели и беседка не просто функциональны, но очень привлекательны, просты и экономичны по материалам.

 


Случайно пойманный объективом фотокамеры фрагмент финского дома демонстрирует дизайнерский подход ко всему: в сером городе так важны яркие фрагменты зеленых насаждений, красных цветов, синей и салатовой мебели; динамика окон, большая площадь остекленения.

 



Скверы, разделяющие жилые дома, и служащие место отдыха и прогулок для жителей, можно сравнить с ботаническим садом – так разнообразен используемый дизайнерами ассортимент растительности. На верхнем фото справа – пример традиционного озеленения (высаженные деревья) и вертикального озеленения зданий (дополнительные легкие для города не помешают). Полифункциональность как дизайн-идея: ограждение дерева служит одновременно и скамейкой, позволяющей отдохнуть в тени деревьев.

 


Ландшафтный дизайн и дизайн среды по-фински – это прежде всего сохранение природы. В Финляндии не «зеленые островки» втиснуты в «каменные джунгли» городов, а напротив – дома, как острова, то тут, то там выглядывают из-за океана зелени – растений, кустарников и деревьев. Финны никогда не идут вразрез с природой, а наоборот стараются подчеркнуть ее первозданный вид: слева на фотографии это сделано при помощи камней, справа – естественных линий пейзажа.

 

Наглядные, легко считываемые таблички куда эффективнее обычных надписей: они понятны как жителям, так и иностранцам. Слева мусорный ящик для всех видов мусора, справа – для тех, кто выгуливает в сквере собак.
Неожиданный и смелый дизайнерский ход: с целью избежать монотонности в городе, дизайнеры используют такие «встряхивающие» прохожих элементы, как здесь на стене первого этажа. К тому же такой яркий фрагмент служит отличной визуальной кодировкой пространства.

 


Детские площадки созданы в едином стиле: помимо того, что они очень стильные, они антивандальные, безопасные и развивающие. Те или иные объекты разнесены по зонам, предназначенным для игр детей различных возрастных групп: малышей, младших школьников и подростков.

 


Места отдыха для взрослых отделены от дороги зеленым насаждением кустарников, создающих звукоизоляцию, а также разделены друг от друга фруктовыми деревьями, чтобы у каждого могло быть свое личное пространство для отдыха. Перед скамейками установлены качалки для самых маленьких детей, за которыми требуется присмотр родителей.

 


Еще один двор – еще одна «планета» дизайна. Вот, например, под скамейками никогда не будет луж, так как дождевая вода скапливается в искусственном углублении, выложенном камнями.

 


Серые стены – как фон для ярких элементов: зеленые кроны деревьев, бордовые скамейки и детские площадки, синие балконы, темно-красные клены – яркая жизнь каждого элемента.

 


Организация городского открытого пространства набережной. Владельцы небольших яхт и катеров, пришвартованных на набережных, платят налог, средства от которого идут на благоустройство прибрежной территории.

 


Вантовые мосты в Хельсинки – уже успевшая стать привычной часть современного городского пейзажа.

 


Озеленение набережной осуществляется на нескольких уровнях: начиная от решетки ограды – до клумб, кустарников и деревьев в зоне между основной пешеходной зоной и дорожкой для прогулок вдоль воды. Обратите внимание, что вдоль этой дорожки расставлены скамейки, чтобы можно было просто присесть и полюбоваться на воду.

 



На набережной мы увидели здание среднеобразовательной финской школы (верхнее фото справа), которое отделено от реки значительными по площади зелеными посадками (верхнее фото слева).
Перед достаточно простым, функциональным, но при этом очень современным зданием расположена площадка для общих сборов, баскетбольная площадка для подростков и детская площадка для школьников младших классов, которая своими цветами, дизайном и функциональностью покорила всех нас (нижнее фото справа).

 

Новый мост, открытый в Хельсинки в 2011 году: идея того, что природа всегда выше того, что создает человек, здесь материализована на 100%.
Финны не боятся современных экспериментальных вещей: подобные арт-объекты демонстрируют не только живой процесс развития дизайна, но и легкое к нему отношение.

 

В.А.Нефедов, куратор стажировки, рассказывает о методике поддержания клумб в «активном» состоянии на протяжении всего года: высаживаются различные растения по ярусам – когда одни отцветают, зацветают другие. В итоге клумба пышная и цветущая круглый год.
Ряд клумб, уличные сидения и финка с любимыми в Финляндии домашними питомцами – собаками.

 



Озеленение набережных происходит в том числе и за счет личного вклада каждого жителя окрестных домов, чьи окна и балконы выходят на реку. На верхнем фото справа – открытая лоджия первого этажа, которая увита зелеными растениями. На нижнем фото справа – та же самая лоджия, уже внутри: зелень создает естественную преграду шуму и мельтешению улицы, дает возможность уединиться и спокойно провести время на открытом воздухе. Всех нас очень порадовали сочные краски цветка на полу, цветов на столе, скамьи, скатерти стола!

 


Еще один пример организации двора: что интересно и необычно для русского восприятия – большинство объектов (детские горки, беседки, скамейки, клумбы) расположены не в центре, а по периметру. Причина тому – заранее продуманные «маршруты» проживающих в ближайших домах людей. Чтобы прогуляться и поиграть с детьми, им не нужно проходить половину двора и толпиться с соседями в его центре: достаточно просто выйти из дома и тут же – все необходимые для рекреации объекты. А если хочется прогуляться или покататься на велосипеде (не думая о выскакивающих из-за поворота машинах) – для этого можно использовать всю площадь двора с многочисленными дорожками. Газон тоже имеет функциональное назначение: в солнечные дни на нем устраивают пикники. Как сказала одна из участниц стажировки, газон в Европе для людей, а не для табличек «По газонам не ходить!»

 

Розы – достаточно дорогие и редкие для финского ландшафта цветы, поэтому к ним особое отношение. Для того, чтобы клумбы не вытоптали, сделали небольшую оградку – достаточно для того, чтобы просто дать понять – цветник нужно обойти.
Орнаментика, используемая для декорирования первого этажа зданий – тренд современного средового дизайна в Европе. Сделать каждое здание уникальным, запоминающимся и «живым» – одна из функций современного дизайна.

 


Фрагменты детской площадки: яркие горки для малышей, зеленые крытые площадки для родителей, невысокая символическая ограда, понятная картинка «с животными вход запрещен», большая территория, разделенная по возрастным зонам.

 

В середине дня после интенсивного знакомства с жилыми кварталами Хельсинки – небольшой перерыв на обед, который мы провели в Kampi (о нем я уже писала раньше, как вы помните – это автовокзал Хельсинки, который расположен под землей, а рядом с ним – торговый центр, супермаркет и огромный фудкорт).


Самое примечательное за время обеда – это разметка пола в Kampi на нулевом уровне (именно там собственно и распложен сам автовокзал: выходы к остановкам организованы как gates в аэропортах – с инфотабло, нумерацией и зонами ожидания). В центре общего коридора – выпуклые пунктирные линии, а перед каждым выходом – выпуклый номер, чтобы слепой человек мог не только уверенно себя чувствовать в общем бурном потоке пассажиров, но и достаточно быстро найти нужный для него выход к автобусу. А теперь на минутку представьте себя с закрытыми глазами, скажем, на Московском вокзале, где и зрячему пассажиру порою требуется время, чтобы разобраться, где его поезд.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Опубликовано 28 июня 2011, рубрики: Зарубежные стажировки. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставить комментарий

наверх страницы