«Без современной международной практики невозможно стать дизайнером». ИНТЕРВЬЮ ПРОФЕССОРА ВАЛЕРИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА НЕФЕДОВА
В преддверии лекции профессора В.А. Нефедова в Международной Школе Дизайна (Санкт-Петербург), мы встретились с Валерием Анатольевичем обсудить ближайшие стажировки под руководством мастера. Международные практикумы Школы — уникальная возможность для абитуриентов, студентов, выпускников и всех-всех, увлеченных дизайном, не только увидеть самые значимые, с точки зрения дизайна и архитектуры места, но и взглянуть на мир по-новому, по-дизайнерски, привнести в свое мышление что-то принципиально иное. О важнейших составляющих дизайна, знаниях успешного дизайнера, лучших, по мнению профессора, дизайнерских городах мира, а также о необходимости зарубежных стажировок, рассказал сам доктор архитектуры.
Валерий Анатольевич, в чем, по Вашему мнению,
эмоциональная/интеллектуальная/технологическая составляющая дизайна?
Думаю, что эмоциональная сторона дизайна — одна из основных его составляющих, так как произведения в этой области адресованы, в первую очередь, к эмоциям человека — пользователя, потребителя, почитателя всего, что создается дизайнерами. Они, произведения, его или радуют или огорчают и этим формируют настроение человека, атмосферу вокруг него и влияют на его отношение к своему окружению. Именно в этом дизайн выступает «проводником» между эмоциями человека, его создающего, и всеми, кому он адресован. Поэтому и заниматься дизайном может лишь человек, способный на щедрые эмоции и обладающий «красочным» видением, больше видящий и чувствующий глубже красоту мира.
Интеллектуальная составляющая заключается в способности дизайнера создавать свои произведения с позиций осмысления и освоения самой современной и передовой информации. Дизайн является носителем новой информации и мастерство дизайнера заключается именно в том, чтобы донести эту информацию наиболее доступно и использовать ее наиболее эффективно. Но это предполагает постоянное интеллектуальное развитие самого дизайнера. В дизайне не актуально использование знаний вчерашнего дня, пересказ истории или заимствование старых средств. Дизайн предполагает живой и динамичный интеллект, регулярно пополняемый и постоянно расширяемый на основе приобщения к новой информации.
Без технологической составляющей не может быть современного дизайна, что предполагает постоянное освоение новых материалов, приемов и методов их использования при создании любого объекта. Дизайн выступает как творческое средство выражения новых возможностей материалов и технологий, художественное осмысление которых составляет один из основных профессиональных навыков реальных специалистов в этой области. Обученный дизайнер может использовать ресурс материала в том ракурсе и диапазоне, который для неспециалиста лишен какого-либо функционального и художественного смысла. И только обращаясь к новым ресурсам материалов можно получить реально современный дизайн.
Какие города мира наполнены особой дизайнерской атмосферой?
Однозначно полезными для приобщения к реальным ценностям современного дизайна являются города, в которых среда, события и люди составляют вместе неповторимую атмосферу приобщения к творчеству и к постоянному поиску нового во всем. Среди таких городов, по-моему, стоит выделить Париж, Барселону, Хельсинки, Берлин, Милан, Копенгаген.
Это города, в которых в очень многих номинациях дизайна и архитектуры уже не раз происходили и постоянно происходят события, вносящие оживление в творческую жизнь и заставляющие задуматься о новых возможностях в творческих профессиях, о преодолении комплексов и стандартных решений, об освоении новых технологий и возможностях самых нестандартных решений в казалось бы давно известных номинациях дизайна.
У ряда из этих городов есть неисчерпаемый эмоционально-культурный ресурс с бесконечным числом центров самой высокой культуры и большим числом постоянных творческих событий (Париж, Барселона), другие города снискали свою славу в продвижении дизайна с вовлечением широких слоев населения и с динамичным обновлением среды при сохранении своих традиций (Хельсинки), третьи города отличает стабильная приверженность к самым новым технологиям, доведенных до совершенства в дизайне и архитектуре (Берлин, Копенгаген) и, наконец, в таких городах, как Милан, можно найти концентрированное выражение многовековой культуры мыслить и творить авангардно, что зримо присутствует в атмосфере города и не только в периоды самых крупных событий в области дизайна.
Какие важнейшие навыки/умения/знания вы видите в работе современного дизайнера?
Для современного дизайнера реально необходимо живое, открытое и динамичное мышление, постоянная готовность к творческому развитию и обновлению, богатое воображение и тонкое чувство меры, знание международной практики в своей области. Нужны навыки профессионального общения и взаимодействия со смежниками, отбора полезной информации из большой ее массы, навыки быстрого и лаконичного графического выражения своих основных идей и убедительного представления заказчику. Нужны знания новейших материалов и технологий, включая знание компьютерных технологий, эргономики пространства, социальных и психологических основ формирования пространства для человека, особенностей проведения работ по организации пространства и художественных аспектов его восприятия.
Дизайнер должен уметь оценивать существующее пространство с позиции его эффективности для организации заданной функции, понимать суть происходящих в нем процессов, видеть интересы человека и чувствовать ресурс преобразования пространства с использованием новейших технологий.
Почему важны международные практикумы Школы для успешного дизайнера?
Без знания современной международной практики и регулярного пополнения этих знаний в виде международных стажировок вообще невозможно стать не только успешным, а даже просто дизайнером. У дизайнера для его стабильного продвижения в профессии главным условием развития выступает регулярное приобщение к событиям в зарубежной практике с поездками и программами, предлагающими концентрированное выражение достижений конкретного города или страны в самом широком диапазоне дизайна. Бесполезно искать конкретные аналоги для предполагаемых проектов только в конкретной номинации дизайна. Реальное становление современного дизайнера может происходить только на основе широкого изучения современной международной практики дизайна, что развивает системное мышление и позволяет преодолеть многие стандартные представления, почерпнутые из доступной периодики или Интернета.
Увидеть самому воочию, понять и прочувствовать подход специалистов к решению творческих задач в других странах, убедиться в возможности невозможного, расширить кругозор и обрести новые убедительные аргументы в пользу новейших технологий — смысл зарубежных стажировок. Внешняя точка опоры для формирования своих взглядов на дизайн, обретаемая там, становится самым важным фактором ускорения творческого развития дизайнеров.
Благодарим Валерия Анатольевича за интервью!
О ближайших стажировках под руководством профессора В.А. Нефедова — в Хельсинки-Эспоо и в Берлине — расскажет сам автор 27 марта в Школе.