Современный дизайн и новая архитектура Берлина.
ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАКТИКУМА ШКОЛЫ
Не всем, кто собирался на стажировку в Берлин, удалось заранее убедительно представить, чем может быть полезна столица Германии для изучения современного дизайна. Слишком непривычной для дизайнерского менталитета казалась поездка в город без традиционных для иных городов событий. Репутация города в области новейших технологий составляла главную надежду и мотивацию направиться туда в необычную жару, преодолевая свои привязанности к другим летним маршрутам с историческими музеями и водными пространствами. И можно сказать, что очень обширный ресурс города в изучении дизайна, оказался не просто впечатляющим, но и крайне полезным и разносторонним. Представляем вашему вниманию мнение куратора международного практикума – профессора, доктора архитектуры В.А. Нефедова.
Сама специфика города, давно и всерьез нацеленного на преодоление всех стандартных решений через постоянное привлечение новейших технологий, снискала Берлину славу столицы мировых технологий. Там, где постоянно строятся самые новые объекты, всегда есть возможности для продвинутых дизайнеров. К этому можно прибавить еще и то, что открытость столицы Германии ко всем инновациям плюс консолидация международного креативного ресурса зримо превратили город в место встречи признанных мастеров архитектуры и реализации самых грандиозных проектов.
С первого дня пребывания в Берлине участникам стажировки был предложен самый интенсивный вариант приобщения к тому, что сегодня может быть полезно для изменения представлений о роли дизайна в наполнении архитектурной среды новым смыслом. Примеры «зеленой» архитектуры с убедительным альтернативным решением зданий, в которых природные материалы стали не только частью образа здания, но и заметно прибавили смысла в части энерго- и ресурсосбережения впечатлили в Адлерсхофе, где сама атмосфера научного парка на протяжении десятилетий связана с инновациями. Здания фирмы Solon SE и Bio and Energy Technologies Centre убедили в необходимости пересмотра многих представлений о том, что может сделать дизайнер вместе с архитектором, формируя среду для научного поиска. Не стали исключением и среда Университета Гумбольдта, включая площадь с «разговаривающими головами».
Приобщение к среде, в создании которой были реализованы новейшие идеи графического и ландшафтного дизайна, стало полезным для развития новых представлений о возможном диапазоне новых творческих поисков. Понятно, что среда уникального транспортного объекта — Центрального вокзала Берлина (Hauptbahnhof) может научить очень многому, а главное, вниманию к человеку во всех ситуациях, когда ему необходимо предоставить самую полную и срочную информацию для эффективной навигации или предложить необходимое обслуживание в адекватно оборудованной среде.
Объем новейшей информации для участников стажировки нарастал буквально лавиной, когда они оказались на Potsdamer Platz с самыми интересными объектами, причем в вечернее время число посетителей было максимальным, а световой дизайн отличался высоким уровнем эстетического и технологического решений. Преодолению многих стереотипов в трактовке общественного пространства, конечно, способствовало посещение Sony Centre, впитавшего японскую образную сторону с силуэтом, символизирующим Фудзияму, американский грандиозный масштаб нового культурного форума и совершенство немецких технологий, воплощенных в новейших конструкциях.
При ближайшем ознакомлении с открытыми пространствами Берлина для участников стажировки оказались очень полезны приемы обустройства среды вдоль Шпрее, где наряду с размещением длинного жилого здания Bundesschlange для работников немецкого парламента находится и комплекс Федеральной Канцелярии и Бундестага. Дизайн общественных пространств в Берлине — особая тема, так как с переносом столицы объединенной Германии в этот город в конце прошлого века были воплощены многие самые современные идеи формирования ландшафта. И дизайн поверхности земли с использованием темы штрих-кода, и включение контрастных бионических мотивов на площади перед Федеральной Канцелярией, и формованные геометрические массы хвойной растительности перед Бундестагом красноречиво подтверждают возможность самой новой интерпретации визуальных кодов пространства.
Восприятие Берлина, конечно, было бы неполным, если не присмотреться внимательно к тем знаковым местам, которые связаны с разрушением стены между его восточной и западной частями. И в этом тоже был задействован немалый дизайнерский ресурс, а сама тема стены осталась навсегда в городе в виде неисчерпаемой области для художественного самовыражения в различных частях города, включая Мауэр Парк. В дизайне среды новых районов Берлина были продемонстрированы новые подходы к оживлению социальной активности людей, активному внедрению велосипедного движения, что, безусловно, полезно для тех, кто задумывается о преобразовании окружающих нас пространств. Даже из старого локомотивного депо и территории бывшей сортировочной станции не самыми затратными, но весьма технологичными методами был обустроен Натур-парк Schoneberg Sudgelande, но особая атмосфера была сформирована в неком «Секретном саду» на территории бывшего депо с многочисленными скульптурами из ржавого металла.
Обращаясь к теме главных символов города применительно к Восточному Берлину, всем хорошо известна высокая телебашня на Александерплатц. Однако после подъема на высоту 203 метра стало очень заметно, насколько интенсивно задействованы площади на крышах многих общественных зданий для эко-реконструкции центра города за счет создания садов на крышах. Дизайнерам это тоже предоставляет немалый информационный ресурс для участия в создании города будущего.
В Берлине, как оказалось, можно найти очень много полезного для постижения смысла использования высоких технологий, а главное, применения дизайнерского ресурса, и в интерьерах общественных зданий, и для информационного сопровождения коммуникационных пространств, и в трактовке жилой среды, и в наполнении новым содержанием бывших промышленных или транспортных территорий при смене их функций. В серии стажировок, реализованных Международной Школой Дизайна (Санкт- Петербург), стажировка в Берлине составила надежное основание для конструирования дизайнерских идей на самом современном уровне.
Благодарим куратора стажировки – профессора Валерия Анатольевича Нефедова за предоставленные материалы и профессионализм!
5 сентября 2013 года приглашаем на лекцию В.А. Нефедова в Школе – итоги международного практикума в Берлине!
Оставить заявку
До встречи в Международной Школе Дизайна (Санкт-Петербург)!