Притцкеровский лауреат’2011
Португальский архитектор Эдуарду Соуту де Моура (Eduardo Souto de Moura) стал обладателем Притцкеровской премии за 2011 год. Жюри одной из самых престижных архитектурных премий мира отметило способность архитектора сочетать в своих работах «мощь и сдержанность, браваду и нежность».
В числе проектов Соуту де Моуры, упомянутых жюри, был знаменитый стадион в португальском городе Брага, встроенный в скалу, а также здание музея Паулы Рего — «Дом историй», базис конструкции которого составляют две пирамиды. Проекты Моуры также реализованы в Германии, Англии и Швейцарии.
Соуту де Моура стал вторым португальцем, удостоенным Притцкеровской премии, первым был его учитель Сиза в 1992 году. Официальная церемония награждения состоится в Вашингтоне в июне.
Притцкеровская премия, часто называемая Нобелевской премией для архитекторов, была основана в 1979 году предпринимателем Джеем Притцкером, основателем отельной сети Hyatt. Вопросы финансирования (в первую очередь, денежная составляющая премии — $100 тыс.) по-прежнему возложены на семью Притцкеров, но к решениям жюри Притцкеры не имеют никакого отношения. В число ее лауреатов входят Фрэнк Гери, Оскар Нимейер, Заха Хадид и Рем Колхас. В 2010 году награду разделили японские архитекторы Кадзуо Седзима (Kazuyo Sejima) и Рюэ Нисидзава (Ryue Nishizawa), основатели бюро SANAA. Церемония награждения, назначаемая обычно на май, каждый год проводится в разных городах мира — например, Заха Хадид, знаменитая британка иракского происхождения, получила в 2004 году свою премию в Государственном Эрмитаже. В этом году церемония пройдет в Вашингтоне.
«Архитектуру Эдуарду Соуту де Моуры не назовешь очевидной, легкомысленной или яркой. Она проникнута интеллектуальностью и серьезностью. Его работы требуют основательного знакомства, а не поверхностного взгляда. Они подобны поэзии, вступающей в эмоциональный контакт с тем, кто находит время для того, чтобы ее услышать»,— официальное заявление притцкеровского жюри старательно подыскивает красивые слова, но для стороннего человека эти похвалы, наверно, звучат отпугивающе.
Критики уже отметили, что награждение Соуту де Моуры продолжает тенденцию двух предыдущих лет, когда притцкеровскими лауреатами оказывались адепты сдержанности и минимализма — в 2009-м швейцарец Петер Цумтор, в 2010-м японский дуэт Кадзуе Сэдзима и Рюэ Нисидзава. Глава жюри лорд Питер Паламбо отметил, что за последние три десятилетия Моура создал корпус работ, «отвечающих нашему времени и в то же время несущих в себе эхо традиций архитектуры».
Португалец прежде становился притцкеровским лауреатом лишь единожды, и это был учитель теперешнего героя, легендарный Алвару Сиза. Сизу и де Моуру многое роднит — например, само соединение лаконичных объемов и линейной строгости с совсем не «фабрично-заводским» почтением к натуральным материалам и к окружающей объекты природной среде. Самая известная постройка де Моуры, стадион в португальском городе Брага, вписана в ландшафт самым буквальным образом — часть «чаши» стадиона, расположенного на месте бывшей каменоломни, высечена в скале (и, видимо, это не специально к строительству стадиона так покоряли природу, а следовали линиям старого карьера). В определенном смысле творчество Эдуардо Сото де Мора анахронично, потому что природа для него — не храм, а “недострой”, и история нуждается не в консервации, а в реновации.
Муниципальный стадион в Браге. 2003 год.
Построен к Чемпионату Европы по футболу 2004 года и располагается в нише, вырубленной в скале. Крыши двух трибун на 30 тысяч мест соединены параллельными стальными канатами.
В отличие от Казуо Седжима, Жана Нувеля и многих других лауреатов никогда и ничего не проектировал в США и очень мало проектировал в Европе. Все его наиболее примечательные объекты построены в Португалии и подавляющее большинство — в родном городе Порто и других малоизвестных иностранцам населенных пунктах. Причем речь про общественные здания: в портфолио архитектора есть кинотеатр, музей, культурный центр и даже метрополитен.
«Он с одинаковой уверенностью использует тысячелетний камень и черпает вдохновение из модернистских черт Миса Ван дер Роэ», — отмечается в материалах премии.
Эдуардо Сото де Мора родился в обеспеченной интеллигентной семье, его отец был врачом, а брат стал генеральным прокурором Португалии. Сначала будущий лауреат учился скульптуре, потом обратился к архитектуре, окончил факультет архитектуры в местном институте, потом работал в мастерской у Альваро Сиза Виейра (лаурест Прицкера за 1992 год) и по его совету в 1980 году основал собственную фирму. Практически сразу выиграл конкурс на проектирование культурного центра, после чего на протяжении тридцати лет то выигрывал конкурсы, а то получал прямые заказы.
Сегодня Соуту де Моура больше работает в скромном масштабе односемейных домов, где и проявляется его внимание к качеству — проекта, материалов, к социальному и экологическому аспектам. По его мнению, не существует «экологической», «умной» или «фашистской» (что для Португалии не менее актуально) архитектуры — она может быть лишь плохой и хорошей.
Здание музея — картинной галереи, спроектированной архитектором по заказу художницы, Paula Rêgo
Индивидуальный жилой дом в средиземноморском стиле в Serra da Arrábida.
Высотный офисный центр с торговым моллом в Порто
Стадион в городе Брага, спроектированный и построенный к футбольному чемпионату
По материалам официального сайта The Pritzker Architecture Prize www.pritzkerprize.com