Стажировка студентов отделения «графический дизайн» в Berufsschule fur Gestaltung, г. Цюрих, Швейцария
С 23 по 30 октября 2009 года по приглашению Berufsschule fuer Gestaltung (Школы профессий г.Цюриха) состоялась стажировка в Швейцарию, благодаря усилиям Моники Голд, профессора Berufsschule fuer Gestaltung Zurich и Галины Метеличенко, ведущего преподавателя отделения «Графический дизайн и реклама» МШД (СПб)
Пулково-2 — отправная точка в путешествии к новым знаниям и впечатлениям. Участники стажировки собираются в аэропорту, чтобы через короткое время оказаться в Швейцарии — одной из интереснейших стран Европы.
Стажировка проводится Это Школа профессий, связанных с полиграфическим процессом, где учат печатников, полиграфистов, типографов и, конечно, дизайнеров-графиков.
Участникам стажировки предстоит провести 7 дней в стране, которая по праву считается одной из самых передовых по уровню дизайна и современных технологий. Традиции и уникальная культура графического дизайна делают Швейцарию своеобразной Меккой для графиков и типографов.
Программа обещает быть необыкновенно интересной и насыщенной.
Итак, мы вылетаем в Цюрих. В аэропорту нас встретят швейцарские преподаватели Berufsschule.
Вечер 23.10
Перед нами – Цюрих, небольшой аккуратный европейский город. Гармония и комфорт вселяют оптимизм. Здесь продумана каждая деталь, от визуальной коммуникации до дизайна автоматов по продаже билетов. Нас радостно встречает Моника Голд, главный организатор этой прекрасной поездки. Она помогает купить билеты на трамвайчик и сопровождает до Центрального вокзала, где в течение всего пребывания в Цюрихе будет место нашего общего сбора.
Здесь же нас ожидают очень приветливые люди: друзья, коллеги, студенты Моники Гольд и преподаватели Berufsschule у которых мы будем жить всю эту неделю.
Место встречи находится «под «Ангелом».
Так называется парящая под потолком вокзала скульптура французской художницы Ники де Сан Фаль, радующая и цветом и формой. На вокзале можно увидеть еще несколько пространственных инсталляций известных современных художников, функциональное назначение которых – эстетическое удовольствие от их существования.
Мы прощаемся до завтрашнего дня.
День первый.
Поездка в город Берн на симпозиум типографов.
Первый день нашего пребывания в Швейцарии начинается с поездки в Берн, столицу Швейцарии на ежегодный форум дизайнеров-графиков, типографов «Один день типографики».
По дороге мы успеваем по достоинству оценить дизайн поезда, который напоминает космический аппарат, и полюбоваться видами пролетающих за окном холмистых швейцарских пейзажей. Через час мы приезжаем в Берн.
Город был основан в 1191 году герцогом Бертхольдом Церингенским. Первоначально он был возведен из дубового леса, но в 1405 году был почти полностью уничтожен пожаром. Планировка центрального Берна в практически неизменном виде дошла до наших дней. Большинство исторических зданий построены из местного камня и датируются XVI – XVII веками. Символ города – медведь (Bär). Нигде в мире нет такого количества медведей, как в Берне. Герб, флаг, значки, открытки, витрины магазинов, куранты Часовой башни, фонтаны — украшены изображением этого могучего зверя. В Берне большое количество театров, музеев, кафе, ресторанов и парков. Он так же носит титул «самого цветочного города». Чуть ли не в каждом окне можно увидеть горшочек с геранью. Старый город Берна, признанный ЮНЕСКО Всемирным Памятником Культуры, невелик и позволяет увидеть все достопримечательности, прогуливаясь пешком. Нельзя остаться равнодушным к уникальным памятникам истории — Часовой Башне, Медвежьему Рву, зданию Парламента, Городскому собору.
Симпозиум, на который мы приехали, организован профсоюзом дизайнеров-графиков и полиграфистов. Это значительное событие каждый год проводится в разных городах Швейцарии. Оно собирает профессионалов из разных стран, готовых поделиться своими творческими идеями, интересными находками в сфере графического дизайна, типографики и полиграфии.
Виртуозное владение профессией ясно видно в различных типографских экспериментах, в книжном дизайне и плакате. Целый ряд интереснейших докладов посвящен проблеме читабельности текста и соподчиненности всех элементов сложных постмодернистских изданий.
В целом же все работы графических дизайнеров, представленные на симпозиуме в Берне, примечательны непрекращающимся творческим поиском в этой области.
Встречаются даже такие концептуальные решения, как, например, политый газировкой и замороженный в морозилке плакат, получивший изысканную «ледяную» фактуру, не воспроизводимую в Photoshop,е. Но это скорее ироничная метафора творческого поиска.
Радует присутствие на симпозиуме в Берне российских графиков: с презентацией интереснейших плакатов выступает Эрик Белоусов, участник знаменитой московской«Ostengruppe».
День второй.
Экскурсия по городу Цюрих и посещение офортной мастерской.
Цюрих с давних пор считается историческим центром торговли, его история плотно связана с денежным оборотом. В истории города нет воспоминаний о серьезных битвах и сражениях. Стабильность на века.
Цюрих действительно богатый город. Не только архитектурные достопримечательности украшают его. Здесь можно найти огромное количество галерей и музеев. В их коллекциях Пикассо, Шагал и Миро, актуальное искусство, представленное современными знаменитостями.
С утра идет проливной дождь, поэтому группа сразу отправляется в Helmhaus. Это городская галерея, где проходят различные выставки. И сейчас мы попадаем на
выставку видео-арта. И тут обнаруживается, что с дождем повезло.
Потому что выставка устроена просто великолепно.
ВИДЕОАРТ (англ . videoart), направление в изобразительном искусстве последней трети XX в., использующее возможности видеотехники, вид концептуального искусства. В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах, и производит также экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы «мозг в действии», наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению. Это средство тотальной свободы, с помощью которого художник может высказать свое мнение и дать голос своим внутренним переживаниям. Главным основоположником направления считается американец корейского происхождения Нам Джун Пайк.
На выставке представлены две большие инсталляции швейцарских художников.
Это необыкновенно интересно, т.к. многие из нас впервые попадают в пространство, наполненное звуками, движущимся изображением, фотографиями. Все это складывается для каждого из нас в особую картину. Становится понятно, почему актуальное искусство может быть таким притягательны и завораживающим.
Прежде, чем поехать на первое занятие в офортную мастерскую, мы успеваем посетить выставку знаменитого швейцарского фотографа Мишеля Конта.
Мишель Конт делает портреты голливудских знаменитостей и фоторепортажи из горячих точек, снимает топ-моделей и лирические пейзажи. Его фотоработы иллюстрируют американский, итальянский и немецкий Vogue, Vanity Fair, GQ и другие издания.
Выставка проходит в Музее дизайна.
Это потрясающе выстроенное пространство с цветными и черно-белыми перегородками, заполненное фотопортретами, от огромных до элегантно-камерных. Воздействие этих работ такое, что посетители выставки начинают казаться персонажами, случайно сошедшими с самих фотографий.
Вторая половина дня проходит в офортной мастерской Berufsschule fur Gestaltung Zurich.
Школа обладает уникальными мастерскими. Заслуга ректора Фритца Маурера в том, что ему удалось сохранить старинные офортные и типографские станки, а также гарнитуры литер для ручного набора.
Итак, первый мастер-класс с Франциской Ширацки. Очаровательная, темпераментная преподавательница рассказала нам о премудростях высокой и глубокой печати. В качестве примеров она показала нам книги с прекрасными офортами Рембранта и
меццо-тинто Гойи. Техника офорта дает художнику большие возможности для творчества благодаря богатой тональной шкале, свободе, тонкости и изяществу штриха.
Нам было предложено освоить технику «сухой иглы», которая обходится без химического травления, но дает прекрасный изобразительный эффект. Каждый из нас получает полированную медную пластину и особый острый инструмент – офортную иглу. Мы все с огромным увлечением начинаем царапать на блестящей поверхности свои рисунки. После того как рисунок нанесен, мы начинаем делать оттиск.
Процесс невероятно увлекает. Задумывая и печатая один рисунок, автор может изменить исходный проект до неузнаваемости. Даже один и тот же эскиз всегда будет получаться разным. Прекрасный опыт.
День третий.
Продолжение работы над офортом.
Мастер-класс: Шрифт и типографика
Посещение издательства и типографии NZZ
В этот день нас ждут приятные сюрпризы, и первый из них – это возможность не только попробовать новые печатные техники и усовершенствовать свои офорты, но и посмотреть на работу мастеров-печатников. Кроме того, мы можем сами принять непосредственное участие в процессе ручного набора.
Типографский набор возвращает к истокам профессии, связанной с ручной работой, как в эпоху первопечатника Иоганна Гутенберга.
Вся профессиональная терминология, изобретенная еще в XVI веке — кегль, пробел, пункт, шпация, литеры, полоса набора, используется и по сей день.
Студенты приходят в мастерскую, где под руководством опытных печатников погружаются в атмосферу истории ремесла, которое они выбрали в качестве своей будущей профессии.
Преподаватели курса Томас Хофманн и Вилли Мюллер охотно делятся секретами мастерства. Приятный маслянистый запах, заветные ящички с литерами, пинцет, площадки, ручной аппарат для наката шрифта.
Каждый из нас может самостоятельно набрать литерами свое имя и впечатать его на типографском станке в сертификат Школы.
Несмотря на возраст оборудования, вся техника в отличном, рабочем состоянии. Мастерская ручного набора Berufschule — единственная в Цюрихе, поэтому преподаватели и студенты других Школ искусств проходят в ней практику.
Второй сюрприз — посещение издательства и типографии NZZ (Neue Zuericher Zeitung)
NZZ — одна из старейших и крупных газет Швейцарии. Редакция находится в Цюрихе, а типография в местечке Шлирен.
В редакции работают более 40 корреспондентов, которые собирают новости по всему миру. Современнейшее оборудование за 4 часа производит 6 тысяч экземпляров газет, используется 18-20 рулонов бумаги. Информация собирается в течение дня, газеты печатаются ночью, и к утреннему кофе каждый читатель получает свежую прессу.
Нас специально пригласили поздно вечером в 22.30, чтобы показать весь процесс производства: от подготовки пленок до выпуска уже готового экземпляра газеты. Процесс полностью автоматизирован. Громадное количество новейшего, сложного оборудования обслуживают всего 4 человека.
Отлаженный механизм: корреспондент – типография — читатель, прекрасный дизайн, высокое качество печати делает эту газету лидером на рынке печатной продукции Швейцарии.
День четвертый.
Мастер-класс рисунка Штефана Кауфунгена.
В этот день мы снова приходим в Berufsschule fur Gestaltung Zurich.
Сегодня мы знакомимся с авторским курсом Штефана Кауфунгена, который обучает студентов рисунку, а также занимается пропедевтикой (от греческого «обучаю», «подготавливаю»).
Пропедевтика является вводной ступенью обучения специальности дизайнер-график.
У Штефана студенты учатся быстро рисовать в таком объеме, чтобы наглядно объяснить свою идею при разговоре с заказчиком. Обучение рисунку идет от умения видеть и точно в пропорциях схватывать тональное пятно, однако не на примере традиционного натюрморта или классической гипсовой модели, а на плоскостных кадрах из черно-белых фильмов, доведенных на компьютере до максимальной контрастности. Затем, после овладения методами рисования тонального пятна, учащиеся переходят к натурному рисунку и заканчивают рисованием линией.
Мы рисуем по методу Штефана и обсуждаем наши работы в аудитории. «Главное, — считает Штефан, — это не то, кто из вас лучше всех нарисовал, а то, кому мой способ помог найти дополнительное средство общения с заказчиком».
В работе над учебными проектами Штефан Кауфунген особое значение придает четкому формированию проектной задачи и ее решению коллективом молодых художников в обстановке творческого обсуждения за относительно короткий период (2-3 недели на проект).
Научить студентов не только профессии, но и умению отстаивать свои идеи, взаимодействовать с другими участниками творческого проекта, — вот настоящая педагогическая задача.
Обучение превращается в интересный, живой процесс сообщества индивидуальностей.
День пятый.
Презентация дизайнерского проекта Lia Rumantscha.
Экскурсия по школе.
Вернисаж Ханса-Рудольфа Боссхарда
Lia Rumantscha — это союз филологов ретороманского языка.
В Швейцарии существуют 4 государственных языка: немецкий, французкий, итальянский и ретороманский.
Последним из них пользуется всего 4% населения в единственном кантоне -Граубюнден. Чтобы помочь сохранить этот язык, не дать ему исчезнуть, курсу Моники Голд, предложено разработать фирменный стиль для ретороманского языкового сообщества: web-сайт, конверты, визитки, бланки и т.д
Мы присутствуем на презентации, где авторы – студенты 2-го курса Berufsschule fur Gestaltung Zurich, аргументированно и уверенно проводят защиту своих работ перед комиссией.
Работы студентов привлекают сочетанием профессионального подхода с ярко выраженной индивидуальностью каждого проекта. И пусть это еще не работы сложившихся мастеров графического дизайна, но ребята явно любят свое дело и серьезно к нему относятся. Также серьезно и доброжелательно и отношение преподавателей.
Экскурсия по школе Berufsschule fur Gestaltung Zurich, в которой обучаются до 700 человек в год, оставила много впечатлений. В Школе большое количество прекрасно оборудованных аудиторий, комьютерные классы только с MACинтошами, различные мастерские, печатные машины и фотолаборатории.
Все обустроено так, что студенты могут здесь же осуществлять свои творческие проекты: фотографировать, печатать и брошюровать.
Вечером мы отправляемся на вернисаж Ханса-Рудольфа Боссхарда.
Х-Р. Боссхард (род.в 1929 г.) – один из великих дизайнеров-графиков Швейцарии, которые изобрели так называемый «интернациональный стиль» или «швейцарский стиль» еще в 50-е годы. При его участии был разработан принцип модульного проектирования печатной продукции.
Х-Р Боссхард по сей день является учителем для многих поколений дизайнеров. У него, в Высшей школе Искусств училась Моника Гольд, также своим учителем его считает и наш В.В. Лаптев, который специально привез в подарок Боссхарду свою книгу об истории применения модульных сеток. В этой книге есть глава о Хансе-Рудольфе.
Вернисаж запоминается не только работами Боссхарда, но и интереснейшим собранием швейцарских деятелей культуры и искусства, говоря по-нашему – творческой тусовкой, радостной и оживленной, несмотря на солидный возраст собравшихся.
Действие происходит в книжном магазине, который одновременно и галерея, и клуб.
По окончании вернисажа наши друзья устраивают чудесный ужин в ресторанчике неподалеку.
Теперь мы можем пообщаться в неофициальной обстановке.
День шестой.
Поездка в Люцерн. Посещение школ дизайна. Фотовыставка плакатиста Мельха Имбодена.
Люцерн основан в 1178 г. То, что этот город прекрасен, понимаешь, даже просто проезжая мимо. Тут не увидеть ни одного завода или фабрики, ничего, что может испортить великолепную панораму люцернского озера или омрачить фантастическую архитектуру. Большие лебеди, крупная рыба в прозрачной воде, необыкновенный средневековый мост с отражающимися в воде гирляндами герани, окаймляющей перила, наверное, надолго остается в памяти гостей Люцерна. По соседству с фасадами старинных домов и церквей, почти окруженный витиеватыми средневековыми улочками, особенно бросается в глаза ультрасовременный «Центр культуры и конгрессов» — детище знаменитого французского архитектора Жана Нувеля, всемирно признанный шедевр современной архитектуры.
Согласно легенде, некогда жители деревушки, расположенной на берегу озера, увидели на фоне темного неба абрис ангела с огнем в руках. Люди, движимые каким-то необъяснимым чувством, пошли по дороге, освещаемой ангелом. И том месте, где он остановился, была построена церковь. Около неё со временем и вырос этот идиллический город.
Культурная жизнь Люцерна, развиваясь в такой удивительной атмосфере, рождала большое количество художественных ремесел, которые привели затем к появлению в современную эпоху множества школ искусства и дизайна.
Мы посещаем две Высшие Школы Искусства и Дизайна. Здесь обучаются графическому дизайне, моде и текстилю, есть медиа-классы.
Общий характер этих Школ в целом похож на характер подобных учебных заведений в СПб. Например как Художественно-промышленная Академия.
Конечно учебные помещения прекрасно оборудованы всем необходимым для творческой работы… и отдыха: уютные дворики каждой из Высших Школ Дизайна могли бы стать темой для отдельного рассказа.
Приятным подарком становится тот факт, что наш гид в Люцерне — известный швейцарский фотограф, дизайнер-плакатист Мельх Имбоден.
Его работы можно увидеть во многих каталогах и альбомах, посвященных проблематике современного плаката.
После посещения школ дизайна Мельх Имбоден приглашает нас на выставку своих работ, и мы опять погружаемся в сказочный мир люцернских улочек, следуя за ним в кафе, где проходит выставка. День солнечный, и лебеди в реке невозможно белые. На холме пасутся коровы.
Перед отъездом мы успеваем еще зайти в книжный магазин и посидеть в кафе на берегу.
Неделя пролетела незаметно.
На следующий день рано утром в аэропорту нас провожают Моника Голд и Галина Метеличенко, занимавшиеся организацией нашей поездки. Спасибо им, преподавателям школы Berufsschule fur Gestaltung и, конечно же, Международной Школе Дизайна за прекрасно проведенную неделю, которая надолго сохранится в памяти. 7 динамичных, информативных дня пролетели незаметно. Мы все получили уникальную возможность набраться ценного международного опыта, а также узнали последние технологии и методики от ведущих специалистов в области дизайна.