«Теории и практики» об искусстве будущего
Медийная архитектура, геопространственный рассказ, роботы и искусственный разум, интерактивная среда и оптические инсталляции.
«Теории и практики» (theoryandpractice.ru/posts/2922-iskusstvo-budushchego-interaktivnaya-sreda-i-opticheskie-installyatsii) — о популярных трендах в искусстве будущего.
Искусство будущего будет называться гибридным (en.wikipedia.org/wiki/Hybrid_arts) — использующим новейшие достижения науки и технологий. Деятели гибридного искусства работают в разных жанрах и дисциплинах, используя достижения биологии, физики, информатики, исследований в области искусственного интеллекта и визуализации информации.
Гибридное искусство выходит за рамки различных жанров, оно объединяет искусство и научное исследование, социально-политическую направленность, поп-культуру. Границы между живописью, скульптурой, инсталляцией, кино и перфомансом оказываются более размытыми. Появляются новые направления: медийная архитектура, геопространственный рассказ историй, использование роботехники и искусственной жизни.
Один из самых известных представителей гибридного искусства — Джеймс Тарелл (en.wikipedia.org/wiki/James_Turrell) — художник, работающий со светом и пространством. Тарелл имеет степень в области экспериментальной психологии, и его произведения — это и есть тот междисциплинарный, гибридный проект, объединяющий психологию восприятия, физику света и искусство.
Среди других художников, работающих со светом, — Лео Вильяреал. Его произведения напоминают метеоритный дождь, звездное небо и закатные солнечные лучи. Этот лайт-артист любит повторять, что его искусство зависит от технологий, но не сводится к исключительно к ним.
В студии Architects of Air (www.architects-of-air.com) создают огромные интерактивные скульптуры, которые позволяют увидеть свет и цвет по-новому. Проект Luminaria — это гиганские тоннели, которые занимают до 1000 квадратных метров, наполненные взаимодействием светом и геометрии. Изменчивый внешний рельеф скульптур порождает уникальный для каждой точки тоннеля световой опыт.
Крис Левин (www.chrislevine.com/wd/?page_id=1759) — еще один световой художник, известный прежде всего первым голографическим портретом Елизаветы II, с помощью которого он пытался примирить традиции и современность. Художник работал для самых разных клиентов: от ювелиров Swarovski (для которых создал самый большой в мире кристалл) до Британского совета (инсталляции в токийском офисе).
Голографическими изображениями также много и плодотворно занимаются в проекте Musion (www.musion.co.uk). Cамая известная их работа связана с появлением анимационных персонажей Gorillaz на сцене.
Все больше и больше художников работают в жанре световых инсталляций: этим, например, занимается проект United Visual Artists (www.uva.co.uk), сосредоточенный преимущественно на аудиовизуальных инсталляциях и плотно сотрудничающий с музыкантами.
Художник Джейсон Бриджес уделяет большое внимание интерактивности проекта: Лондонский туман (www.jasonbruges.com/projects/international-projects/peasouper) и световые подушки (www.jasonbruges.com/projects/uk-projects/light-pillows) можно потрогать, освещение вдоль Темзы меняется в зависимости от того, куда ветер дует, а по стенам станций метро гуляют тени (www.jasonbruges.com/projects/uk-projects/platform-5).
По-настоящему интерактивными аудиовизуальные инсталляции становятся в работах Масато Тсутсуи (vimeo.com/masato221), где с помощью айпада можно менять цвета и паттерны проекций.
В направлении аудиовизуальных инсталляций работает и Аарон Коблин (www.aaronkoblin.com), творчество которого посвящено влиянию информации и технологий на общество. Особенно известны его работы, посвященные визуализации данных: как часто отправляют смс в Амстердаме (sandbox.aaronkoblin.com/projects/amsterdam/index.html), с кем разговаривают жители Нью Йорка (www.aaronkoblin.com/work/NYTE/index.html), как выглядят траектории самолетов, летающих над Америкой.
Вдохновленный исследованием искусственного интеллекта и достижениями синтетической биологии, художник Филип Бизли (www.philipbeesleyarchitect.com) создает инсталляции с интерактивной средой высокой сложности. Самая известная из них — Hylozoic Series (www.hylozoicground.com) — заняла первое место на конкурсе Art and Artificial Life VIDA и недавно побывала в Москве (hybridart.ru/ru/artist/show/id/17).
С высокими технологиями и интерактивной средой взаимодействует и Балинт Балиго (www.balintbolygo.com/%21old/index.html) — скульптор и дизайнер, ученый и изобретатель. Он конструирует кинетические машины, которые создают произведения искусства. Работа кинетических машин опирается на свойства нитинола — вещества, по своим свойствам напоминающего мускулы: нитинол сокращается при движении, а также под действием высоких температур.
В оптических инсталляциях участвуют бокалы для вина (balintbolygo.com/%21old/artwork.php?title=p5370336816), зеркала и лазерные лучи порождают северное сияние (balintbolygo.com/%21old/artwork.php?title=aurora), а роботы рисуют гигантские картины в духе Поллока (balintbolygo.com/%21old/artwork.php?title=ekka_jp_2000). Граница между наукой и искусством кажется здесь совсем незаметной.