«Теории и практики» о дизайне будущего
В 2015 году дизайнер должен будет разбираться в новых технологиях, руководить глобальными проектами и проводить социально-экономический анализ — эта профессия превращается из прикладной в универсальную. Синий дизайн вместо зеленого, умные материалы, самовоспроизводящиеся здания и дизайн человеческих органов — «Теории и практики» пишут о самых интересных трендах в дизайне будущего.
American Institute of Graphic Arts (www.aiga.org/designer-of-2015-competencies) составил примерный список того, что должен будет уметь дизайнер к 2015 году: разбираться в новых технологиях, руководить глобальными проектами и проводить социально-экономический анализ. Компетенция дизайнера больше не ограничена созданием визуального образа — развивается направление сервиса-дизайна, где дизайн-мышление применяется для того, чтобы решать проблемы потребителей: от проката машин (theoryandpractice.ru/posts/1634-ot-taktiki-k-strategii-chto-takoe-servis-dizayn) до доставки еды пожилым людям (www.servicedesigntoolkit.org/cases/the-good-kitchen) и поддержки отцов в их заботе о детях (www.servicedesigntoolkit.org/cases/engaging-fathers).
Если раньше дизайн фокусировался на объектах и технологиях, то теперь внимание уделяется человеку, услугам, в которых он нуждается, и окружающей среде в целом, — утверждает Дэвид Келли.
Разрабатывая тот или иной продукт, дизайнер все больше задумывается о личности потребителя или о его типичном поведении. В качестве примера здесь — интерактивный магазин Prada, построенный Ремом Колхасом, или инсталляция в London Science Museum.
В результате развития технологий появятся новые, более умные материалы (theoryandpractice.ru/posts/1724-tekhnologii-v-karmane-umnaya-odezhda-i-elektronnyy-tekstil), с которыми будут работать дизайнеры в будущем: со вплетенными светодиодами, со встроенными датчиками, наделенные вычислительными способностями и сенсорами.
Изменятся сами технологии работы с привычными материалами: 3D-принтер, который сегодня печатает в основном прототипы, будет создавать все что угодно — вплоть до человеческих органов (www.youtube.com/watch?v=6lJ8vId4HF8&feature=player_embedded). Границы между естественной и искусственной средой, производством и воспроизводством будут стираться — машины и здания будут строить себя сами, формируя сложно организованные формы из запрограммированных извне единиц.
Внимания дизайнеров потребуют объекты, с которыми раньше они работали не так много — такие как набережная реки Темзы, перестроенная Терри Фаррелом (www.telegraph.co.uk/sponsored/motoring/ford-future-sessions/future-of-design/8140442/Sir-Terry-Farrell-on-his-Thames-Gateway-project.html). Кроме того, в сферу дизайна теперь входит и разработка протезов — таких, которые дадут возможность человеку оставаться человеком. Для спортсменки Эми Маллинз, к примеру, протезы придумывали дизайнер Александр МакКуин и художник Мэтью Барни. В своем выступлении на конференции TED Эми демонстрирует все свои 12 пар ног.
Зеленый дизайн понемногу выходит из моды — ему на смену приходит синий дизайн (www.fastcodesign.com/1662807/the-future-of-design-blue-is-the-new-green): направление, в рамках которого создаются объекты, не просто безопасные для окружающей среды, но и приносящие ей ощутимую пользу, например, улучшающие качество воды и воздуха. Синий дизайн (en.wikipedia.org/wiki/The_Blue_Economy:_Design_Theory) придумал Гюнтер Паули. По его задумке, синий дизайн — это зеленый дизайн нового поколения. Потребление здесь не просто разумно снижается, но в идеале сводится к отрицательным величинам.