Масштаб современного дизайна
Обучение на направлении «Дизайн интерьера» началось в этом году с новой потрясающей лекции профессора В. А. Нефедова, которую он подготовил специально для студентов Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург) с тем, чтобы они уже в самом начале своего обучения смогли очень четко осознать смысл профессии дизайнера, диапазон предлагаемых возможностей и – самое главное – цели и ориентиры.
За три часа, которые длилась лекция, студенты получили столько информации от Валерия Анатольевича Нефедова, что на осознание и понимание многих вещей потребуется время. Каждое сказанное предложение профессора – новая, свежая, яркая и законченная мысль, подкрепленная массой различных визуальных примеров, собранных во время личных путешествий по всему миру – от Шанхая до Рио-де-Жанейро. Ниже мы публикуем только самые основные тезисы лекции.
Дизайн — это создание гармонической среды. Пространство должно не декорироваться, а гармонизироваться.
Дизайнер- это инициатор инновационных процессов.
Реальное обучение дизайну – это обучение не копировать заигранные решения, а обучение принятию нестандартных решений.
Дизайн осуществляет психологическую поддержку человека.
В современном дизайне ценятся высокий и нтеллект и качество за каждой идеей, линией.
Без дизайна нет современного образа среды.
Министерство культуры в Париже
Архитектура: Francis Soler, Frederic Druot.
Имидж нового здания Министерства Культуры, очень значимого во Франции, был одобрен, так как проект смог разрешить конфликт между современным стилем и сохраненным наследием.
Здание Министерства Культуры в новом облике отражает его новое единение и уникальность. Внешний вид здания меняется с фазой света, солнца, теней, дня и ночи.
Плотность металлической сети дарует необходимую однородность, позволяя увидеть специфические особенности каждого здания, индивидуальные черты карнизов и каменных фронтонов.
Всемирно известный архитектор Жан Нувель работает в тесном сотрудничестве с графическими, ландшафтными и WEB-дизайнерами. Архитектор создает среду, дизайнеры ее наполняют.
В современном мире ландшафтный дизайн интегрируется в архитектуру.
Франция. Париж. Арка в районе Ля де Фанс.
Облака, река из стекла — использование ассоциативного языка. Пример высокого искусства и высоко технологичного проекта.
Здание издательства “Le Mondе” в Париже
Фасад выполнен как страницы газеты.
Ландшафтный дизайн в Китае – пример высокого авангарда.
Иероглифы на асфальте шоссе в аэропорт как фокусы внимания: куда ехать, какую полосу выбрать.
Супертехнологичный новейший проект: это в прямом смысле слова висячий сад, созданный в 1992-1994 годах на крыше вокзала Монпарнас. Тематика парка – путешествие к океану, каникулы, отдых на побережье. Теннисные корты, солярий в виде деревянного настила, имитирующего берег океана, тень деревьев, укрывающая посетителей от палящего солнца в жаркие дни, многочисленные водные устройства и фонтаны, песок, морская галька, прибрежная растительность – все это позволяет провести летние каникулы в центре столицы, никуда не уезжая. Перед проектировщиками (François Brun, Michel Péna) стояли сложнейшая техническая задача – необходимость совместить и увязать художественную концепцию парка с многочисленными вентиляционными шахтами и другими коммуникациями, без которых невозможно функционирование вокзала и автостоянки, находящихся внизу. Кроме того, бетонная платформа, на которой располагается сад, рассчитана лишь на определенные весовые нагрузки, поэтому слой плодородного грунта под газоном не превышает 20 см, а для крупных деревьев были сделаны специальные ниши, высотой 180 см (минимальная высота растительного грунта для нормального роста корней деревьев).
Темы и язык дизайна давно изменились, дизайнер должен их изучить.
Франция. Париж. Фонтан Стравинского
Фонтан на площади Игоря Стравинского у Центра Жоржа Помпиду в Париже. Он был создан швейцарским архитектором Жаном Тэнгли совместно с его женой, французской художницей Ники де Сен-Фалль, в 1982-83-х годах. Названный именем Игоря Стравинского фонтан состоит из 16 находящихся в движении скульптур (мобилей), размещенных по всей площади фонтана (1650 см × 35 см × 3600 см). Тэнгли выполнил чёрные колесные механизмы из железа, а Сен-Фалль создала яркие авангардные фигуры из полистирола. Фигуры разыгрывают спектакль под лучшие произведения Стравинского, по очереди выпуская струйки воды.
Франция. Париж. Дворец Пале Рояль
В центральном проходе ко дворцу современная инсталляция из крупных металлических шаров – отражение старинного здания.
Дизайнер, а не архитектор, доводит среду до комфортности человека.
Средовой дизайн – область высоких технологий.
Одна из главных задач дизайнера сегодня — научиться компоновать визуальное поле.
Франция. Париж. Галарея Лафайет
Динамичная световая архитектура.
Жилое помещение должно совмещать удобство, выразительность и комфорт.
Японский стиль: высочайшая графическая культура и культура отдельно стоящих элементов. Ощущение воздуха и дневного белого света. Любовь к дереву. Философский приоритет — вид из окна, остальные элементы подчинены идее удобства. Всегда и везде — диалог с окружающей природой.
Китайский интерьер: нагружен декорацией; всегда присутствует отпечаток культуры.
Шведский интерьер: в разных зонах и помещениях — разные функциональные процессы.
Немецкий дизайн: пространство абсолютно лишено нефункциональной красивости. Эргономика, исследования траектории движения хозяйки. Философия кухни — высокий минимализм. Природные компоненты.
- Ниша для дизайна в XXI веке – коммуникативный дизайн:
- Визуальный дизайн
- Рекламный дизайн
- Дизайн электронной среды
- Информационный дизайн
Любая информационная идея должна опираться на гарантированную технологию.