Коготкова Ольга Валентиновна
С 17 по 21 сентября 2009 года в Вероне (Италия) проходила выставка “Abitare il tempo”. Впечатлениями об этой выставке поделилась Ольга Коготкова, дизайнер, преподаватель МШД (СПб):
Зеленоватая Лагуна встретила нас свежими брызгами, залетавшими в быстроходный катер, который забрал нас из аэропорта Марко Поло. Венецианское небо уже начинало хмуриться, и на следующий день вылило на наши головы, вероятно, то количество дождя, которое копило для нашего приезда весь летний сезон. Потоки воды низвергались с замысловатых крыш дворца дожей, под ними всё же ликовали неунывающие туристы, а мы по голень в воде бродили по павильонам Венецианского Биеннале. У многих участников группы — архитекторов из Петербурга появился необходимый «сувенир» – резиновые сапоги. Как сказала одна из участниц нашей поездки: «Наверно, нужно увидеть Венецию и такой»
Без особых сожалений на следующий день мы перебрались в Верону, где и ожидала нас основная цель поездки – выставка Abitare il Tempo.
Каждый год уже в течение двух десятилетий с 17 по 21 сентября в прекрасном древнем городе открывается эта удивительная выставка, которую я пожелала бы увидеть каждому дизайнеру, достигшему того уровня зрелости, который позволит оценить всё богатство идей, там представленных. Думаю, тех, кого интересует фактическая и коммерческая сторона этого события, могут навести справки на официальном сайте, мне же хотелось
бы поделиться только впечатлениями.
Перебирая в памяти увиденное, понимаю, что это только поверхностный слой, что многое нужно ещё осмыслить, отчасти и оттого, что дизайн в Италии – это всё в большей степени философия, способ организации жизни, о чём и рассказывали нам архитекторы, выбранные организаторами для проведения семинаров.
Может быть, поэтому на стенде Shopping Lab появляются витрины гипотетических магазинов, подразумевающие пространство, превращающееся в площадку для проектирования, гигантский шоу-рум для проведения креативного досуга. Об этом исследовании — интерьерной фантазии рассказал нам архитектор Джанфранко Бестетти, который планирует продолжить разработки и на будущих выставках.
Дизайнер Лука Дини и его команда, пригласили нас на яхту будущего. Судно Sea Force One – это плавучий музей (яхта содержит многочисленные произведения современного искусства), окружённый виртуальными волнами. Вы оставляете обувь за пределами стенда (так делают на настоящих яхтах) и проходите по дорожке из тика. В главном салоне система умного дома, в сочетании со световыми технологиями, создают различные световые сценарии изысканной и необычной атмосферы.
Маршрут посетителей ‘проложен’ по великолепным полам в кожаной отделке, черный зеркальный потолок вызывает в воображении бесконечные виртуальные пространства, а точечная система освещения напоминает ночное звездное небо. В окне открывается средиземноморский горизонт.
В центре этого ‘салона будущего’ разместился технологический объект – интерактивный стол, который позволит гостям испытать совершенно уникальные ощущения: отобедать или поужинать по виртуальному сценарию, создаваемому согласно собственному настроению: например, ромашковое поле или аквариум с тропическими рыбами. Одним лишь прикосновением можно вызывать и увеличить изображение, фото или фильм, а также, превратить этот интерактивный стол в телевизионный монитор для вертикального просмотра.
В фойе лестница из плексигласа воспроизводит водопад со световыми эффектами, в то время как потолок, покрытый точечными световыми источниками из оптической фибры, компонует в своей сумме некую виртуальную галактику, изображающую спрута.
Драгоценно и редкостно, как и все другие материалы в этих помещениях, мозаичное покрытие стены из черного перламутра. Эта поверхность, благодаря знаменитому свойству перламутра, преломлять свет и радужно переливаться в специальном освещении, отбрасывая в помещение множество гипнотических зачаровывающих рефлексов.
Отсюда можно попасть на террасу – с нее открывается дивный вид на море, проецируемое на панорамно расставленные экраны.
Кабина Earth – со всеми тематическими элементами Земли, ещё одно пространство, куда технология и дизайн вселяют магию моря, проецируемого за стеклом иллюминатора.
Итак, посетитель попадает к панели контроля приборов — здесь главную роль играет оригинальное стеновое и напольное покрытие, полностью выполненное из кожи, Thermo Leather ™ — эта система сокращает перегрев при воздействии солнца.
Благодаря соединению всех этих элементов яхта Sea Force One закономерно признана единственным в своем роде творением, но, прежде всего, невиданной жемчужиной технологии и дизайна. Это эксклюзивное судно управляется самыми передовыми интегрированными системами, в том числе, системой контроля светотехники, создающей революционный light design и еntertainment system дающей возможность наслаждаться высочайшим качеством и мощностью аудио и видеосистем.
Несомненно, Sea Force One — это результат сочетания искусства и технологии.
Запомнилась встреча — семинар на стенде архитектора Маурицио Фаветта, много работающего для отелей в Арабских Эмиратах. В его проектах сложный восточный орнамент реализуется при помощи передовых технологий, дополняется динамическими музыкальными эффектами, которые создаются художником-композитором. Эти компоненты интерьерного пространства лежат в рамках творческого метода автора – его основная задача передать не стиль и не какую-либо определённую эстетику, но вызвать эмоции, настроить зрителя на определённый лад.
Несомненно, одним из наиболее стильных архитекторов выставки можно назвать Симоне Микели, (не случайно он работал для выставки вместе с Массимильяно Фуксас – композиция с гигантской буквой Х стала лицом Abitare il Tempo этого года). Симоне Микели представил два стенда: «экологический ковчег», где формы интерьерного дизайна 60-х годов перерастают в футуристическую архитектуру пространства, а тщательно подобранные материалы, в своей экономичности наносят минимальный вред окружающей среде; и «коммерческие пространства будущего» — выставочное пространство, посвящённый новому проекту мастера, объединяющему офисное здание с гостиницей, где мастер позволил себе шутку – соединил обеденный стол и круглую кровать, в целом составляющие гигантскую ложку.
Необыкновенным произведением искусств можно назвать стенд, посвящённый применению мрамора в современном дизайне. Автора стенда вдохновил знаменитый дворец Дожей – причудливая игра теней на мраморных стенах дворца, блики волн в лагуне — всё это нашло отражение в сложных орнаментах, инкрустациях и рельефах, оживших в мраморе. Даже полупрозрачные подвесные светильники этого стенда выточены из мрамора. Такое использование камня стало возможным благодаря совершеннейшим технологиям и профессионализму в обработке мрамора, а мы узнали о таких возможностях применения камня благодаря таланту и дизайнерской изобретательности Рафаэлло Галиотто, оказавшегося ещё и хорошим рассказчиком.
Известный архитектор Лука Скакетти не захотел раскрыть нам всех своих секретов, применённых для создания выставки – галереи интерьеров «отражение классики в современном дизайне», но посоветовал тренировать профессионализм, догадываясь «как это сделано», но зато пообещал приехать в Петербург и провести там мастер класс. Выставку составляли гармоничные и очень современные интерьеры, которые итальянский маэстро называл классическими. Все они остроумно включали какую-либо деталь истинно классической архитектуры – некие упражнения профессионала высочайшего класса на заданную тему.
Это лишь небольшая часть того, чем удивила нас выставка «Abitare il Tempo». Можно было бы бесконечно описывать ещё множество стендов, как проектных, так и коммерческих, но зачастую не уступающих по оригинальности дизайнерской идеи.
Павильоны «Abitare il Tempo» перетекали в выставочные пространства экспозиции современного искусства, наглядно иллюстрируя одну из тем семинара – «пересечение искусства и дизайна». Да и сама «Abitare il Tempo» представила несколько художественных выставочных тем: авторского муранского стекла, реконструкций предметов мебели, выполненной по рисункам знаменитых итальянских футуристов, мраморных тотемных столбов, не говоря уже о тех, экспозициях, которые проходили в эти дни в Вероне.
Нужно сказать, что наши переполненные впечатлениями головы организаторы пытались разрядить великолепным гала приёмом в лучших итальянских традициях на старинной загородной вилле, последние годы превратившейся в музей предметов мебели фонда Мореллато, коктейлем в доме Джульетты, куда, по-моему, внёс некоторый диссонанс знаменитый Марк Куин своей выставкой.
Повторюсь, конечно, я не смогла рассказать обо всех проектах, представленных на выставке, но хотя бы о тех, с авторами которых нам удалось поговорить. Ведь услышать о работе из уст самих архитекторов-проектировщиков – значило понять принципы их работы, обратить внимание на важные детали, которые, скорее всего, остались бы незамеченными в том бесконечном разнообразии идей, которое куратор Карло Амадори, изобразил как реку идей, протекающую через Верону.
Наверно, многие из российских дизайнеров нашли здесь ответы на давно мучившие профессиональные вопросы, многие с ревностью увидели свои идеи – мечты, реализованные другими, потому что только в Италии они могли состояться благодаря контакту дизайнера и технологии, дизайнера и современного производства.