Алёшин Андрей Анатольевич
Что такое рисунок, я думаю, знает каждый, поэтому говорить об этом удивительном и самобытном явлении изобразительного искусства, идущем от начала времён, кажется просто бессмысленно: столько всего уже было сказано и написано. Однако, если сегодня мы исключим это понятие из современного искусства или попытаемся уменьшить значение этой основы всего изобразительного и креативного, то риск потерять саму суть нашего творческого дела станет крайне велик.
Размышляя над задачами рисунка в современном дизайне, я всё больше ощущаю глубочайшую необходимость внедрения классических основ и базовых понятий в плоскость современного образования. Но, не стоит принимать это за желание повернуть время вспять или же изменить современное мировосприятие: напротив, в этом я нахожу наиболее яркое и, честно говоря, единственно верное решение вопроса о профессиональной подготовке дизайнеров сегодня.
В современном мире дизайнер должен не только в совершенстве уметь придумывать оригинальные и красивые вещи, но и красиво, а главное — убедительно доносить до своего зрителя и заказчика свою идею. Здесь возникает вполне очевидный вопрос: как преподнести, как подать свою идею так, чтобы она стала доступной зрителю? Скетч, который по сути является быстрым рисунком, позволяет не только в кратчайший срок представить заказчику приблизительный образ будущего произведения, но и в полной мере развить диалог дизайнера с заказчиком. Он открывает новые возможности — как для самого дизайнера, так и для заказчика. Владеющий в совершенстве искусством рисунка дизайнер способен за малый промежуток времени даже в присутствии заказчика создать несколько вариантов одного объекта и совместно с заказчиком развить, исправить или изменить все, что тот пожелает. Этот метод никак не отменяет дальнейшую работу в различных дизайнерских и графических компьютерных программах, однако прежде чем оттачивать детали необходимо визуализировать общую идею, которую легче представить в виде скетча, живого и красиво наброска.
Методика преподавания рисунка, которую мы используем для подготовки будущих дизайнеров, учитывает все эти особенности. Именно поэтому с самого первого занятия большое внимание уделяется композиции: каждый скетч, проект, фор-эскиз должен быть безупречно закомпонован в листе. Законы композиции–начало всего в изобразительном искусстве. Мы стараемся максимально полно раскрыть эти законы для дальнейшего их применения на практике. Не менее важными являются знания о выразительных средствах, о возможностях различных художественных материалов, о специфике бумаги, о техниках использования всего выше перечисленного. В наши задачи так же входит воспитание чисто профессионального отношения к рисунку: умение грамотно выбрать основу, материал и технику исполнения. В рисунке важно все: начиная с заточки карандаша, умения его правильно держать и заканчивая сложными техниками иллюзорного способа передачи пространственных композиций.
Процесс обучения можно охарактеризовать как наглядно-показательный, где преподаватель дает своего рода мастер-класс, шаг за шагом объясняя всю последовательность ведения работы.Только личным примером, наличием чёткой схемы и последовательным подходом, возможно постижение базовых, ключевых понятий рисунка в кротчайший срок.
Занятия позволяют дизайнерам не только профессионально овладеть техникой быстрого и конструктивного рисования, но и обратиться к миру изобразительного искусства и обрести навыки ещё одной удивительной профессии, имя которой — Художник. В связи с этим хочется отметить, что большинство великих дизайнеров были прекрасными художниками, а это ещё раз подтверждает необходимость подробного и серьёзного изучения рисунка.