Идея “всеохватывающего дизайна”. Интервью с британским дизайнером Джоном Ингледью
В июле в Международной Школе Дизайна в Санкт-Петербурге (IDS-Петербург) прошел авторский курс британского дизайнера Джона Ингледью. Приглашенный профессор Лондонской школы кино, медиа и дизайна (London School of Film, Media and Design), мастер креативного подхода к дизайн-проектированию известен во всем мире как уникальный тренер. О нюансах креативной работы в профессии дизайнера с гуру беседовала Елена Кутейникова, директор IDS-Петербург.
Видео: www.youtube.com/embed/WBsO23oLHY0
Е.: Вы более 25 лет занимаетесь преподавательской деятельностью и пишете книги о креативном мышлении. Что же, на ваш взгляд, самое важное для дизайнера?
Д.: Самое главное – уметь генерировать идеи. Идеи нужны всегда и везде – идеи в области материалов, идеи, связанные с людьми, идеи в области технологий. Все это является частью дизайна, то, как вы используете, объединяете эти идеи, является первостепенным.
Е.: Идея присутствует на всех стадиях работы дизайнера?
Д.: Конечно! Творческому человеку необходимо генерировать идеи на всех стадиях работы и по всем направлениям. Для проекта, которым мы занимались в Школе, мы попросили студентов стать такими «всеохватывающими дизайнерами» и продумать каждую грань своего проекта, ведь, к примеру, правильно подготовить персонал, работающий на мероприятии, так же важно, как и разработать дизайн пространства.
Е.: Несколько вопросов о проекте. В прошлый раз, когда вы приезжали, студенты работали над созданием мебели из переработанных материалов, в этот раз вы предложили проработать проект проведения выставки Императорского Фарфорового Завода, почему?
Д.: Я хотел, чтобы мы работали над проектом, который может принести реальную пользу. В музее Императорского Фарфорового Завода не так много посетителей. Тем не менее, там представлена одна из лучших коллекций мирового уровня! Поэтому я подумал — было бы интересно поместить ее в центр Петербурга, создать временный выставочный павильон возле Эрмитажа. Хочу подчеркнуть, что многие участники курса живут в Санкт-Петербурге, но никто из них ранее не был в этом музее. Они интересуются дизайном, но не были там, потому что музей расположен в стороне от центра города. Туда надо ехать на метро, а далее — еще непростой путь до самого здания музея. Мне показалось очень заманчивым предложить проект, который решил бы существующую проблему.
Помимо этого, наш проект также включал и креативный ресайклинг. Мы посетили производство фарфора и на месте обсудили со студентами возможности включить в нашу выставку то, что на заводе обычно выбрасывается. Например, бракованный или битый фарфор. Было много чудесных идей — пригласить художников для создания новых арт-объектов из битого фарфора, покрыть наружную поверхность павильона осколками или даже использовать брак для изготовления входных билетов на выставку.
Видео: www.youtube.com/embed/ZtZj9pqgk18
Е.: Есть ли у вас свои стратегии творческой личности? Как вы это понимаете?
Д.: Стратегии очень важны — они определяет план действий, когда вы не знаете, что делать. Как преподаватель я стараюсь обучить студентов разного рода стратегиям, с тем, чтобы потом они могли применять их для решения новых задач. Так, в рамках моего курса студенты изучали и применяли на практике сначала стратегии для решения маленьких задач, потом для задач побольше, а далее — для нашего главного проекта.
Когда я общаюсь с молодыми людьми, которым интересна карьера в творческой индустрии, я всегда им объясняю, что жизнь, которую они выбирают, очень отличается от жизни «нормальных людей». Многие любят очень аккуратно разделять время, когда они зарабатывают деньги и время, когда они отдыхают. Но будучи творческим человеком, вы выбираете 24 часовой рабочий день, вы работаете даже во сне! И это здорово!
Видео: www.youtube.com/embed/ra_MJeNAqhs
Е.: Всякое креативное решение связано с долей риска. Как минимизировать этот риск?
Д.: Мне нравится максимизировать риск. Когда я преподаю, я провоцирую студентов на риск. Без риска студенты будут просто имитировать то, что уже существует. Без риска инноваций не будет. Только если вывести студентов из зоны комфорта, они смогут раскрыться и рискнуть. Идея — очень хрупкая вещь, ее очень легко разрушить, поэтому задача преподавателя — создать условия, при которых идеи будут возникать наилучшим образом. Но в этом тоже всегда есть риск — что если я приеду в Россию, а никаких идей ни у кого не возникнет?
Е.: Есть ли какие-нибудь ограничения в креативности?
Д.: Очень важно преподавать так, чтобы студенты не чувствовали ограничений, чтобы они верили в то, что границ нет. Но, конечно, в реальной жизни возникают определенные ограничения, которые связаны с клиентами, временем, бюджетом.
Е.: В прошлый раз вы рекомендовали студентам прочесть книгу Алена Флетчера «The Art of Looking Sideways», это была ваша любимая книга. Появилась ли у вас новая книга-фаворит?
Д.: Есть книга, которая называется «A Smile in the Mind». Мне очень нравится ее название — оно напоминает о том, что великолепная идея вызывает улыбку в сознании. Когда я только начинал свою карьеру, она служила для меня источником вдохновения, как и книга Алена Флетчера. Недавно ее переиздали. Прекрасная группа лондонских дизайнеров «The Partners», обновила ее с учетом реалий двадцать первого века. На сегодняшний день это мои две любимые книги.
Е.: Ваши впечатления о Санкт-Петербурге, Школе, о студентах.
Д.: Санкт-Петербург — потрясающий город с богатой историей. Мне очень нравятся местные квартиры-музеи. В этот раз я побывал в музее Анны Ахматовой, там сочетаются прекрасные исторические залы и современные музейные технологии. Это чудесно! Безусловно, мне нравятся большие музеи — Эрмитаж и так далее. Из новых проектов мне понравилась «Новая Голландия», я побывал там впервые несколько дней назад. Студенты у вас чудесные, я под впечатлением от презентаций проектов. Мне очень понравилось то, что студенты, до этого незнакомые друг с другом, после четырех дней обмена идеями, естественным образом стали работать в командах. Студенты были вовлечены в работу, и смогли ухватить идею «всеохватывающего дизайна» — они думали и о названии выставки, и о запахах и звуках там, о всем том, что раньше осталось бы без их внимания
Е.: Мне очень нравится идея проекта, может быть, мы представим его общественности?
Д.: В моей работе мне нравится то, что многие идеи, которые возникали у студентов — реализовывались. Например, кофе Illy, — все начиналось как маленький проект в колледже, а через пару лет мы вместе со студентами представляли его на неделе дизайна в Милане перед мировой аудиторией. Я определенно могу сказать, что многие интересные идеи, предложенные вашими студентами, должны быть представлены широкой аудитории, это пример «всеохватывающего дизайна».
Видео: www.youtube.com/embed/iAYM9mvULtA
Джон Ингледью – представитель международного жюри конкурса молодых дизайнера «Дизайн-Дебют» http://www.designdebut.ru/. Прием работ продлится до конца сентября 2017 года.
Cледите за новостями!