+7 (812) 326-07-01

Санкт-Петербург, Нарвский проспект, 22

Стажировка в Кельне: новинки и традиции выставки IMM Cologne

Совсем недавно наша группа вернулась со стажировки в Кельне. Знакомство с европейскими тенденциями интерьерного дизайна, погружение в городскую среду Кельна, ожидание знаменитого зимнего карнавала, посещение музеев, зарисовки улиц, – неделя, проведенная нашей группой в столице промышленного дизайна, открыла для студентов новые грани профессии. Слово куратору стажировки – художнику и дизайнеру Ольге Вуль.

Кельн: культурная география

Зимний Кельн по настроению напоминает осенний Петербург: влажность, пасмурное небо и широкая река с мостами и отражениями огней. Характер города на реке во многом определяется набережными. В Кельне они просторны и в самом центре представляют собой живописные террасы, спускающиеся к Рейну вблизи моста Гогенцоллернов – прусских королей и последних германских императоров. Однако портрет современного Кельна формируется не только прибрежными пространствами: в городе несколько культурных центров, таких как старинный университет, консерватория, музей Людвига, овеянный легендами Кельнский собор с гробницей трех королей-волхвов, и, конечно, знаменитая интерьерная выставка IMM Cologne, проходящая каждый год в январе. Выставка, как и кельнский зимний карнавал, является общегородским событием и становится на время ее проведения смысловым культурным центром Кельна.

Немного истории

Традиция проведения в Кельне художественно-промышленных выставок восходит к началу ХХ столетия. В 1914 году члены знаменитого немецкого производственного союза (нем. «Deutscher Werkbund»), объединения архитекторов и мастеров прикладного искусства, организовали в Кельне выставку, в которой приняли участие Вальтер Гропиус (Walter Gropius) и Бруно Таут (Bruno Taut). На выставке, помимо архитектурных проектов, были представлены образцы серийной мебели и домашнего обихода. Однако новаторские поиски европейских дизайнеров были прерваны первой мировой войной.

В 1919 году Вальтер Гропиус по инициативе Анри Ван де Вельде (Henry van de Velde) возглавил знаменитую школу Баухауз, значительно повлиявшую на дальнейшее развитие мирового дизайна.

И вновь война вторгается в мирную жизнь Европы; Баухауз в 1933 упраздняется нацистами, и многие его преподаватели, спасаясь от преследований, уезжают из Германии. Развитие дизайна замирает.

Только через 16 лет, в 1949 году, западногерманскими производственными объединениями организуется первая послевоенная кельнская мебельная ярмарка, которая становится культурной традицией города. В дальнейшем развитие дизайна приводит к расширению мебельной тематики. Выставка становится все более популярной, и в 1990-е годы превращается в международное событие в области дизайна интерьера. В сочетании с IMM Cologne в Кельне проходит творческая неделя дизайна, включающая конкурсы и семинары для молодых специалистов и студентов.

Pure Talents

Продвижение молодых дизайнеров – одна из ведущих задач IMM Cologne и входящей в нее выставки Living Interiors – экспозиционного пространства, посвященного в 1916 году интерьерным новинкам и декорированию, а в предыдущий и последующий годы, по традиции, – дизайну кухонных зон.

В условиях растущей конкуренции на интерьерном рынке смелость идей приобретает особое значение, поэтому выставка открывает простор для реализации новых концепций: в разделе «Pure Talents» представлены конкурсные авторские работы, а также эксперименты дизайн-школ и вузов Европы. По результатам конкурса молодые дизайнеры могут заключить контракты с известными фирмами, и уже 400 дизайнеров со всего мира получили здесь такую возможность. «Наш парник» – говорят организаторы выставки о разделе «Pure Talents».

Запрос вернул пустой результат.

С 2012 года смысловым ядром выставки IMM Cologne становится программа «Das Haus», в рамках которой молодой дизайнер или архитектор предлагает авторское решение внутреннего пространства дома. На этот раз проект «Das Haus» был создан почетным гостем выставки, 34-летним немецким дизайнером Себастьяном Херкнером (Sebastian Herkner), воплотившим идею открытого пространства на основе круга, разделенного подвижными перегородками из тканей. Отсутствие границ и доступность коммуникации – такова основа концепции проекта «Das Haus» ‘2016.

Запрос вернул пустой результат.

Дизайн интерьера в период кризиса: новинки и традиции

Необходимо заметить, что немецкий дизайн парадоксально сочетает в себе консервативность и открытость новым веяниям. Консервативность, в первую очередь, проявляется в сдержанности цветовых сочетаний и применении натуральных материалов. «Германия – страна деревенских жителей, а они известны своей любовью к традициям», – заметил наш гид. Традиционность интерьерных решений, как считают многие европейцы, в наши дни отчасти вызвана кризисом: в такой период психологически надежным выходом представляются уже проверенные мотивы в дизайне.

Запрос вернул пустой результат.

Вместе с тем, даже знакомые мотивы не исключают нового звучания: так, сегодня популярно обилие меди и цветного прозрачного стекла в сочетании с бетонными поверхностями. Мебельные ткани спокойных оттенков и натуральное дерево массивных столешниц соседствуют с литыми пластиковыми элементами. Голландские и итальянские стенды отличаются цветовой насыщенностью, однако и здесь дизайн отвечает принципам целостности, характерным для всей экспозиции.

Знакомые материалы и предметы преображаются в руках дизайнеров: причудливо изгибается модульное древесное полотно, набранное из «фурнирных плиточек», лепестки и травы, соединенные с древесными отходами по новой технологии, превращаются в экологически безупречные стеновые панели.

Экологичность продукции – одна из важнейших тем кельнской выставки.

Современное прочтение экологии представляет собой часть новой функциональности: изделия не только включают в себя природные материалы, но и сами процессы их создания и эксплуатации обязаны подчиняться принципам экологической чистоты. Однако функциональность – только одна сторона дизайна, другая же его сторона – принадлежность к искусству.

Запрос вернул пустой результат.

Наследие русского авангарда

В центре Кельна, в музее, названном по имени его основателя, коллекционера и мецената Петера Людвига, размещается одно из интереснейших собраний произведений художников-модернистов, важное место в котором отводится мастерам русского авангарда. Проходя по залам музея Людвига, можно проследить развитие изобразительного искусства ХХ столетия, подготовившего формирование современной дизайнерской и архитектурной мысли. Здесь, рядом с полотнами Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жоржа Брака (Georges Braque) и Пита Мондриана (Pieter Mondriaan), находятся работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Натальи Гончаровой, Марка Шагала.

Наследие русских авангардистов встречается в Кельне не только в музейных залах: на берегу Рейна возвышаются знаменитые «Дома-краны» архитектора Хади Тегерани (Hadi Teherani) – яркие образцы так называемых «горизонтальных небоскребов». Конструкция зданий данного типа была предложена советским художником и архитектором Лазарем Лисицким в 1920-е годы для преобразования Москвы, но по технологическим причинам в то время проект не был реализован. Опередившие эпоху идеи русских авангардистов нашли свое воплощение в архитектуре второй половины ХХ столетия, создав основу для поиска нестандартных решений и надолго определив пути развития творческой мысли в мировой художественной культуре.

Запрос вернул пустой результат.

Итоги стажировки

Неделя, проведенная в Кельне, открыла для группы стажеров Международной Школы Дизайна новые грани профессии. Время пребывания в Германии оказалось предельно насыщенным событиями и информацией.

Знакомство с европейскими тенденциями интерьерного дизайна, погружение в городскую среду Кельна, в атмосферу ожидания знаменитого зимнего карнавала, посещение музеев, зарисовки улиц, – этот перечень можно было бы продолжить, но необходимо отметить одну существенную деталь. Imm Cologne – место, где становится очевидной ответственность дизайнера, важность роли, которую он принимает на себя в организации современного мира. Дизайн сегодня является областью, чутко реагирующей на изменения реальности и самостоятельно формирующей новую реальность.

Остается пожелать нашим стажерам дальнейших успехов в профессиональном становлении, участия в дизайнерских конкурсах и творческих открытий.

Запрос вернул пустой результат.
  • 13 февраля состоится подведение итогов международного практикума ImmCologne ‘2016. Мероприятие пройдет в День открытых дверей Школы.
  • Ближайшие стажировки состоятся во Флоренции (с 27 марта по 3 апреля) и Милане (с 12 по 18 апреля). Следите за обновлениями на сайте!
Заказ обратного звонка

Ваши данные
Имя
Контактный телефон
Соглашение


Контактные данные
Фамилия
Имя
Отчество
Город
Контактный телефон
Ваш e-mail
Соглашение