+7 (812) 326-07-01

Санкт-Петербург, Нарвский проспект, 22

В преддверии международных практикумов Школы в Париже и Копенгагене.

В преддверии международных практикумов Школы в Париже и Копенгагене представляем вашему вниманию статью доктора архитектуры, профессора В.А. Нефедова, опубликованную в журнале «Зеленый город».

COMMUNITY ART: Среда культурного диалога

Хельсинки, Арабианранта. Будто порыв ветра Sirocco динамичные линии детского игрового устройства пронизывают жилой двор, приобщая следующее поколение жителей района к высокому современному дизайну.

Среди проблем формирования гуманной среды в современном городе вопросы создания эстетически разнообразных пространств с помощью арт-объектов вполне соизмеримы по своей актуальности с решением вопросов экологической реконструкции. Обеспечение комфортности среды для человека не может идти без рассмотрения аспекта видеоэкологии, акцентирующей необходимость гармоничного взаимодействия архитектурных объектов с открытыми пространствами вокруг них.

Распространенное представление многих горожан о том, что принято традиционно относить к понятию «искусство», во многом сложилось как результат продолжительной практики концентрации объектов и процессов, обладающих заметной художественной ценностью, в музеях, концертных залах, театрах или на выставках. Посещение подобных культурных центров для жителей крупных городов нередко превращается в событие весьма эпизодическое. Нельзя сказать, что от этого выигрывает развитие вкуса у населения, по традиции черпающего свой художественно-эстетический запас в периодическом приобщении к культурным событиям в городе. Невольное нарастание дистанции до искусства, которое когда-то так настойчиво предлагалось продвигать в массы, стало заметным признаком нашего времени.

Венеция, аэропорт Марко Поло. Современная скульптура из стекла и металла над водным зеркалом — один из устойчивых знаков города на воде и индикатор высокой культуры создателей пространства аэропорта.

Не каждый из встречных прохожих на улице сможет назвать имена современных художников или скульпторов, работы которых ему удалось увидеть на выставках. Понятно, что от созерцания возведенных в прошлые века на городских улицах и площадях памятников на высоких постаментах у горожан не всегда прибавляется ощущения эмоциональной приобщенности к искусству. К тому же заметное наполнение городских открытых пространств средствами наружной рекламы, далекими от художественного совершенства, все больше прибавляет качества агрессивности визуальной среде города.

В этих условиях приходится отметить, что в международной практике общественные пространства все чаще наполняются компонентами нового художественного содержания, постепенно превращаясь в часть стратегии устойчивого развития вкуса населения и достижения более стабильных качеств окружающей среды.

Барселона. Искусство пришло на пешеходную улицу в Барселоне, внеся художественный смысл в решение поверхности земли.

Искусство выходит на улицы

Осознание того, что дефицит времени современного человека на свое культурное развитие все чаще отражается на сокращении его возможностей «идти к искусству», привело к пониманию, что само искусство должно распространиться туда, где чаще всего бывает человек. Именно в преодолении прежних представлений об эстетическом наполнении городских общественных пространств заключается новый вектор развития многих городов.

Объективно оценивая роль искусства в формировании массового вкуса населения, все, кто связан с формированием городских открытых пространств в различных странах, стали более осознанно подходить к выбору новых компонентов среды, прекрасно понимая, что категория массового вкуса населения требует постоянной работы по его продвижению, специалисты по городской среде стали настойчиво предлагать самые разные подходы к приобщению людей к искусству.

Стокгольм. Скульптура на улице дополняет художественным смыслом зеленые «кабинеты», предлагая прохожим непринужденную уличную экспозицию

Наверное, не случайно при выборе пространств, в которые активно приходят компоненты с новым художественным смыслом, приоритеты отдаются фрагментам городской среды, выступающим своего рода визитными карточками города. Понятно, что к пространствам, окружающим аэропорты, через которые в день проходят десятки или сотни тысяч людей, это относится в первую очередь. И достаточно однажды, прилетев в Венецию в аэропорт Марко Поло, выйти из здания на прилегающую площадь и увидеть, как сделана современная скульптура из стеклянных шаров над водным зеркалом, чтобы не только почувствовать «аромат» этого города на воде, но и заметно расширить свое представление о том, кокой при желании может быть «визитка» города в виде самой современной скульптуры. Конечно, подобное решение вполне может быть интерпретировано и в качестве устойчивой поверхности для сбора дождевой воды, но с высоким художественным смыслом.

Хельсинки. На крыше торгового центра FORUM вдоль полосы пешеходного движения удачно найденная упругая и многоцветная линия сидения «держит» образ пространства.

Недооценивая роль таких средств, заметно нарастает риск и дальше при возведении самых новых объектов, к примеру, даже нового терминала аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге, при восприятии самого первого и достаточно важного имиджа города при выходе из здания аэропорта иметь массы «мертвых» материалов строительных конструкций и переполненные бесконечными машинами поверхности асфальта. Скорее всего, традиционная режиссура городских открытых пространств требует откровенной корректировки в сознании наших проектировщиков и строителей.

В наполнении архитектурной среды новыми «зелеными» технологиями с художественной интерпретацией заключен немалый ресурс для преобразования наших городов. При этом речь идет именно о компонентах реального современного искусства, а не о развешивании по стенам фотографий старого города или возведении горок и клумб с цветами на короткий летний сезон. Хроническое отставание в предложении населению современного искусства стабильно провоцирует укоренение в сознании людей самого консервативного представления о художественных ценностях.

Хельсинки. Скульптура в общественном пространстве города как визуальный знак с природными мотивами.

И надо сказать, что порой именно современное переложение произведений былых веков на объекты городской среды может иметь очевидный успех, так как подобная трактовка переносит лишь образы прошлого на знаковом уровне. Понятно, что, не копируя, а именно синтезируя компоненты искусства с фрагментами среды, достигается новый образ эстетики городского открытого пространства. Прогуливаясь по главной пешеходной улице Рамбла в Барселоне, трудно не заметить у станции метро характерный знак на поверхности земли, выполненный по мотивам работы известного испанского художника Хуана Миро в виде композиции из керамики. И надо сказать, место обрело особую художественную значимость именно благодаря современной интерпретации работы из прошлого.

Выбор средств художественной выразительности в пространстве городских улиц имеет максимальные шансы на то, чтобы стать частью запоминающегося образа среды, будь то самая современная скульптура или просто линия сидения из керамики. В обоих случаях функциональная оптимизация пространства обретает дополнительную силу благодаря использованию элементов искусства с характерным образом. Достаточно пройти по улицам Стокгольма или Хельсинки, чтобы заметить, как органично интегрируются объекты с художественным ресурсом в структуру городских транзитных пространств. При этом как-то ненавязчиво развеиваются стандартные представления как о традиционной скульптуре, так и о месте для отдыха на улице.

Хельсинки. Произведение лэнд-арта на тему природы: живое дерево и застывшее в металле на основании в виде стилизованной капли воды.

Средства культурного диалога с прохожими

Формирование среды для культурного диалога с человеком на городских площадях многократно расширяет возможности воздействия на его эмоции, предлагая не просто трансляцию известных художественных сюжетов из прошлого, а наполняя реально новым смыслом и новыми акцентами общественные пространства. Взаимодействуя с природными компонентами ландшафта, у подобных художественных знаков в городской среде не только возникает немало шансов быть воспринятыми человеком с интересом, но и создается один из устойчивых визуальных кодов пространства.

На примере скульптурной композиции в виде стилизованных цветов в центре Хельсинки недалеко от здания парламента или лэнд-арта на площади у пересечения городских магистралей задача стояла достаточно общая – создать дополнительные эстетические акценты в городской среде, закрепляя ее узнаваемость и продвигая в массовом сознании представление о возможностях современного искусства. Решая эту задачу, жителям города предоставляется стабильная возможность находиться в среде с новыми художественными измерениями без традиционной монотонности окружающей застройки.

Хельсинки. Лэнд-арт со старыми автомобилями способен изменить облик открытого городского пространства за одну ночь и так же быстро «дематериализоваться».

Примеры из Цюриха многократно подтверждают достижение абсолютно иной атмосферы на городских площадях, большинство которых обрело устойчивый новый имидж именно благодаря размещению современной скульптуры. Применительно же к таким большим площадям, как главная площадь в крупнейшем деловом центре Дефанс в Париже, появление скульптуры нового поколения означало создание связующего элемента между зданиями повышенной этажности и человеком. Во многом благодаря появлению скульптуры на этой площади заметно расширяется цветовая палитра пространства площади, и оно обретает не только более гуманные, но и запоминаемые черты.

Вопрос гуманизации среды не всегда рассматривается нашими создателями городских открытых пространств в художественном аспекте, отчего в наполнении общественных пространств не всегда присутствуют и компоненты живой природы и современного искусства. А с позиции человека, который постоянно испытывает на себе очевидную агрессивность холодных поверхностей стекла и тяжелых масс бетона, присутствие подобных компонентов оказывается весьма востребованным.

Цюрих. Скульптура на площади в жилом районе не претендует на роль монумента, но вносит в атмосферу пространства столь востребованные качества открытости и доступности.

Оказавшись на площади университетского кампуса в районе Адлерсхоф в Берлине, можно заметить, что без особого удорожания проекта на монументальные формы была выбрана современная концептуальная скульптура «Говорящие головы», благодаря которой на площади создается человеческая атмосфера, располагающая к общению.

Жилой двор как арт-объект

Отношение к городской среде как пространству с немалым ресурсом для приобщения людей к современному искусству в полной мере относится и к жилым кварталам, в которых у нас пока редко появляются признаки художественного разнообразия. В то же время именно с этими территориями на периферии города, где проживает основная часть населения, связаны немалые возможности для распространения современных художественных ценностей и реализации замыслов молодых дизайнеров, художников и скульпторов.

На примере района Арабианранта в Хельсинки можно проследить, насколько успешными могут быть подобные шаги, если привлечь молодежный креативный ресурс. Район в 2012 году стал одним из наиболее показательных примеров наполнения новых жилых дворов арт-объектами в рамках реализации программы, по когда город был назван столицей мирового дизайна (возможно, пропущена часть текста).

Хельсинки, Арабианранта. Двор с Садом Отражений наполнен игрой света и цвета благодаря использованию листов пигментированного оргстекла.

Безусловной заслугой авторов этой программы стало преодоление бытующих комплексов невозможности привнесения самого современного искусства в структуру жилого пространства города. Финские дизайнеры смогли предложить для всех дворов в районе Арабианранта оригинальные решения, причем ни одно из них не было временным или перегруженным историческими декорациями. Дизайн был выбран самый современный, при этом диапазон функционального назначения самих объектов варьировался от необычных детских игровых комплексов до водных устройств, символических скульптур и оформления балконов. Немаловажным было и соображение антивандального исполнения каждого из объектов, что сохраняло бы им долгую жизнь в качестве символов пространства.

Хельсинки, Арабианранта. Керамические образы цветов создают во дворе радостную атмосферу, не подвластную хмурой погоде, но напоминающую об истории места и старом производстве.

Главное, что было достигнуто, – максимальное разнообразие объемных решений самих дизайнерских объектов, создавших в каждом из дворов особую атмосферу. В числе замыслов авторов было формирование различных художественных приглашений в дворовые пространства, варьируя тематику каждого из них. Особой частью проекта стало создание на основе дворов системы садов («Сад движения», «Сад отражений», «Сад роста» и др.).

Среди наиболее выразительных композиций можно отметить образную трактовку темы ветра Sirocco при оформлении игрового пространства для детей. Веерное закрепление динамично наклоненных металлических профилей, окрашенных в яркий красный цвет, создало в пространстве двора не только эффект постоянного движения, но и вполне претендует на образный знак всего района.

Берлин. «Говорящие головы» на площади не воспринимаются как памятник, но создают атмосферу взаимодействия и общения.

Вечер искусству на улице не помеха

Во всем многообразии проявлений искусства на городских открытых пространствах особая роль принадлежит средствам светового дизайна, продлевающим активную жизнь городской среде даже в темное время суток. Отказываясь от тривиальной подсветки городских пространств традиционными светильниками, дизайнеры постоянно предлагают все более интересные и технологичные решения, придавая фрагментам среды оригинальные образные характеристики.

Для человека, выходящего вечером на улицу, тем более для туриста в малоизвестном для него городе, возможность увидеть среду в другом световом ракурсе значит немало. В этом заключен немалый ресурс привлечения внимания прохожих к тем фрагментам среды, в которых заключен особый смысл, необязательно связанный с историей места. Но в любом случае, располагая световые скульптуры в местах скопления людей, в вечернее время возникает верный шанс «преподнести» им городское окружение реально в «ином» свете по отношению к дневному восприятию.

Венеция. Световая скульптура у причала Сан Марко рядом с уникальными памятниками прошлого выглядит как яркий знак нового века.

В самом центре Венеции, у площади Сан-Марко, на берегу лагуны, там, где днем бывают десятки тысяч людей, в вечернее время не менее оживленно. Размещение именно там современной световой скульптуры вносит в облик места совершенно новые черты в пространства, реагирующего на течение времени.

Ставшая традиционной для многих стран практика проведения фестивалей света, причем именно в зимнее время, когда город обделен красками живой природы, относится к числу событий, вносящих в культурную жизнь горожан стабильное оживление. Известные примеры использования искусства световой режиссуры в пространствах разных городов всё более совершенствуются.

Хельсинки. В пространстве нового пешеходно-велосипедного променада Baana в период фестиваля света Lux Helsinki устраиваются световые инсталляции, реагирующие на движение людей.

Неудивительно, что в Хельсинки, ежегодно проводящем подобные праздники света и световых технологий в начале января, каждый раз появляются новые талантливые мастера, радующие горожан и гостей финской столицы интересными произведениями светового искусства. Среди наиболее интересных, ставших хорошим продолжением использования «зеленых» технологий преобразования бывшей железнодорожной трассы в новый пещеходно-велосипедный променад Baana, можно отметить создание интерактивной световой инсталляции.

Хельсинки. Представление файеров под открытым небом возвращает к тем временам, когда люди выходили на улицы в надежде увидеть что-то красивое и необычное в исполнении мастеров.

Особенность световой композиции, которая проектировалась на стену старого транспортного коридора в центре города, заключалась в том, что установленные на уровне движения людей специальные технические устройства превращали перемещения пешеходов в затейливые многоцветные рисунки, менявшиеся адекватно движениям пешеходов.

Париж. В масштабе площади скульптура создает крайне важную шкалу измерений, близких человеку, и придает новый силуэт открытому пространству.

Уличное пространство способно развивать художественный вкус людей, создавать для них ощущение визуального комфорта, если к организации городских пространств с интегрированием средств искусства привлекаются профессионалы, способные предложить горожанам новые интерпретации форм и образов без пересказа исторических аналогов. Использовать открытые городские пространства в этих целях становится все более актуальным.

Париж. Размещая современную скульптуру на площади у зданий делового назначения, в открытое пространство вносится компонент, лишенный официальной строгости и парадности, а в его основании возникает контактный ярус для отдыха.

Оригинал материала здесь green-city.su/community-art-sreda-kulturnogo-dialoga

Международные практикумы с профессором В.А. Нефедовым:

8 – 11 мая 2014 года «Архитектура и ландшафт современного Парижа”

8-11 июля 2014 года “Новейшая архитектура и дизайн Копенгагена”

Еще есть места!

Подробнее: (812) 326 07 01
dist@spb.designschool.ru

Заказ обратного звонка

Ваши данные
Имя
Контактный телефон
Соглашение


Контактные данные
Фамилия
Имя
Отчество
Город
Контактный телефон
Ваш e-mail
Соглашение