ШТРИХИ ЯПОНСКОГО СТИЛЯ:
изящная гармония простоты

Так что же все-таки такое пресловутый японский стиль в интерьере и что лежит в основе стойкого интереса к нему?

В массовом европейском сознании Япония всегда была окружена неким ореолом таинственности, чему, конечно, немало способствовали трудности языка и географическая удаленность. Японский стиль в области оформления интерьера, занимающий заметное место в современных дизайнерских тенденциях – еще одно доказательство неугасающего интереса к культуре этой загадочной страны. Но зачастую модные рестораны и частные интерьеры, так или иначе апеллирующие к японскому стилю, являют собой такой отчаянный китч из декоративных приемов различных восточных культур, что остается загадкой, почему его создатели ссылаются именно на Японию.

Восток в целом всегда был привлекателен для западного ума своей способностью уводить от внешнего к внутреннему, созданием особого мироощущения гармонии с самим собой и окружающим миром. Для этой цели служат многие техники, и даже обустройства среды обитания во многом ориентированы на решение именно этой задачи. Истинный японский стиль – сдержанный, лаконичный, благородный и изысканный – интересен, прежде всего, именно своей способностью создавать уникальную атмосферу одновременно для расслабления и концентрации, отдыха и напряженной внутренней работы.

Сейчас, когда благодаря коммуникационным технологиям культурные границы становятся все более прозрачными, у многих людей появилась возможность формировать свою среду обитания исходя не столько из национальной принадлежности, сколько из собственных вкусов и пристрастий. Копилка национальных культур, дающая неистощимый источник вдохновения для ищущих и творческих натур, представляет в этом смысле поистине бесценное сокровище. В то же время, основной тенденцией нашего времени все-таки является беспрецедентное смешение стилей, так сказать общемировой “фьюжен”, где дизайну интерьера отводится далеко не последняя роль. Чистый стиль в первозданном виде становится редкостью, но знание его особенностей дает возможность для создания бесконечного числа новых вариантов и комбинаций. Невозможно, да и не нужно стремится к соблюдению всех принципов и законов японского интерьерного стиля, но иметь представление о его нескольких оригинальных характерных чертах, отличных, скажем, от китайских или корейских, поможет более точно воссоздать желаемую атмосферу.

Чистота линий, природные материалы, приглушенные краски. Полутона. Тщательно подобранные, неброские детали. Соразмерение света и тени. Незаполненные пространства. Укрывание следов присутствия человека, следов его повседневной жизнедеятельности, как разрушающих гармонию. Уж не этим ли своим извечным стремлением к созданию миниатюрной модели природы в повседневной жизни, некоего микрокосмоса в масштабах отдельно взятого жизненного пространства, своим непрерывным поиском красоты в сером свете будней и привлекателен японский интерьер уставшему от противостояния с природой и напускной суеты миру? Ценность японского стиля состоит как раз в том, что он находится, как бы в не времени и позволяет обрести хотя бы мимолетную иллюзию гармонии и покоя, так недостающее человеку особенно в наше безумное время.

Итак, если поиски гармонии и активизация внутренней энергии для вас не пустой звук, если изящная роскошь простоты вам ближе пышности богатого декора, то штрихи японского стиля могут, как нельзя лучше прийтись к месту в вашем доме. Посмотрим теперь, каковы же основные особенности аутентичного японского стиля, и как с помощью некоторых приемов можно воссоздать его неповторимую атмосферу в вашем доме.

 

Японский стиль и природа
Чтобы понять эстетику традиционного японского стиля, нужно иметь в виду, что чувство прекрасного у японцев тесно связано с природой. Одна из основных задач традиционной японской архитектуры – создавать здания и постройки, максимально вписанные в контекст окружающей среды. Сад вокруг дома также является непременной составляющей самого дома, или дом, если угодно, стремится быть продолжением сада. В действительности, такой подход нашел свое отражение даже в письменности. Одно из обозначений понятия “дом”, “семья” звучит по-японски как “катей”, что в буквальном переводе означает “дом и сад”. Интересно, что в отличие от Европы, в Японии принято наслаждаться садом не снаружи, а изнутри дома, сидя на открытой веранде, или перед открытыми ставнями. Отсюда дополнительная привязка японских домашних садиков к архитектуре дома, продумывание специальных смотровых платформ и композиционное планирование самого садика с учетом линии видимости изнутри дома. Иногда сама конфигурация окон служит своеобразной рамкой к пейзажным красотам сада. Когда же ограниченная площадь не позволяет обустроить полноценный садик, японцы идут на всевозможные ухищрения и строят дома буквально вокруг крошечного островка природы, каковым может оказаться миниатюрный сад камней, да и просто одно-единственное дерево.

Конечно, непросто в условиях городской квартиры, расположенной в средней российской полосе воспроизвести гармоничное сочетание жилища и природы, но на дачных просторах заранее продумать некоторые детали сочетаемости дома и его окружения вполне возможно.

 

Цвет и фактура
Ориентация традиционного японского дома на воссоздание природы в миниатюре предопределила и использование цветовой гаммы, фактуры и формы самих материалов. Дом в японском стиле наполнен оттенками светлого и темного дерева, глины, свежескошенного сена, иногда молодой зеленой листвы или табака. Краски скорее сдержанные, чем кричащие. Тона скорее теплые, чем холодные. Фактуры скорее шероховатые, чем гладкие. Но в любом случае – достаточно явные. Подчеркивается природная красота древесного среза или шершавая потертость камня. Блеск и лоск в целом противопоставляются матовости и рельефной фактурности. На всем лежит как бы отпечаток времени. Обустраивая свой новый дом, японец изо всех сил заботится о том, чтобы он не выглядел слишком новым. Имея в виду, что все, что неестественно для японцев не может быть красивым, можно понять, что следы времени на вещах способны выявить и подчеркнуть их истинную красоту. Японцы видят особое очарование в следах возраста. Именно здесь как нельзя более явно проступает влияние знаменитой японской концепции “саби-ваби”. Оба этих слова с трудом переводится на иностранные языки, но именно их расшифровка вызывает наибольший интерес на Западе, как поиск некоего ключа к пониманию загадок Японии. Первое слово “саби” буквально это означает “ржавчина”, “патина”. В этом контексте, саби, стало быть – это неподдельная сущность, проступающая через печать времени, прелесть старины, оттеняющая истинную красоту. Саби, как ничто другое воплощает собой связь между природой и искусством. Ваби же это скорее мостик между искусством и повседневной жизнью. Ваби – это отсутствие чего-либо нарочитого, броского. Ваби – это красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность. Ваби – это эстетическая формула отказа от внешней мишуры материального мира во имя раскрытия мира внутреннего и постижения истинного смысла бытия.

Обе эти концепции носят, безусловно, определяющий характер на формирование эстетических пристрастий японцев в области цвета и фактуры. Вместе с тем, определяя цветовую гамму в японском стиле нельзя не упомянуть о роли цветовых акцентов, умелая расстановка которых на фоне общего нейтрального фона в природных тонах может добавить дополнительное очарование и пикантность. Руководствуясь цветовыми пристрастиями японцев, ставших основой художественной традиции можно выделить такие цвета: красный, синий, фиолетовый, черный и белый, золотой и серебряный.

 

Материал
Как уже можно догадаться, интерьер в японском стиле, прежде всего, определяют “живые”, природные материалы. В первую очередь, это, конечно, дерево – оно буквально повсюду. Светлое и темное, гладкое и шероховатое, но, как правило, всегда без видимых следов обработки. Особенно ценятся вечнозеленые породы: хиноки – кипарис, суги – криптомерия, ичии – тис.

Вторым формоопределяющим материалом японского интерьера по праву считается бумага. Ею вместо стекол оклеиваются раздвижные двери-перегородки внутри дома, она же присутствует и на раздвижных окнах снаружи дома. Применяемая в интерьере японская бумага – ВАСИ – ценится за желтоватый оттенок и матовую поверхность. В отличии бумаги для каллиграфии васи для интерьера изготавливается в форме рулонов и обладает большей прочностью.

Необработанные деревом и бумагой пространства остаются на долю глиняной штукатурки и природного камня, которому тоже отводится немаловажная роль в создании своеобразного колорита. Особенно уместно камень смотрится в прихожей. Японцы любят делать каменные ступеньки при входе в дом для переобувания. Даже в условиях городской квартиры использование сочетание мелкой гальки и крупных камней, образующих дорожку выглядит очень органично и привлекательно. А уж мелкие каменные скульптуры способны придать ни с чем не сравнимое очарование любому интерьеру.

Невозможно представить себе японский интерьер и без другой его неотъемлемой составляющей – соломенных матов татами. В точном смысле слова, татами – это жесткие, пальца в три толщиной, маты из простеганных соломенных циновок. В японском доме татами используются в основном как половое покрытие, на котором ходят, едят и даже спят. Внутри татами находятся соломенные циновки, а верхний слой представляет собой гладкую плетеную поверхности из травы “игуса”. Однако помимо своего прямого назначения татами могут использоваться и в качестве материала для создания импровизированных лежанок, стульев и даже столов. Еще одним важной составляющей атмосферы японского стиля является бамбук. Чаще всего он используется при отделке потолка, особенно в чайной комнате и изготовлении рулонных штор из соломки – сударэ. Кроме того, в интерьере бамбук нередко можно встретить в виде колоритных мелочей.

Завершает список “японских” материалов металл, применяемый в интерьере, в основном, в виде дополнительных аксессуаров в форме всевозможных накладок и цепочек.

 

Освещение
Своеобразная освещенность – еще один формообразующий элемент японского стиля. Игра света на линиях и текстурах комнаты создаёт неповторимую атмосферу уюта и интимности. Волнующая красота японского интерьера рождается, прежде всего, за счет играющих теней, предполагающих грамотную расстановку световых источников. В своем великолепном трактате о тени известный японский писатель Танидзаки Дзюнитиро писал о том, что “традиционные японские специально гостиные устроены таким образом, чтобы солнечный свет проникал в них с трудом. Отраженный свет из сада японцы любят пропускать через раздвижные бумажные рамы, как бы стараясь, чтобы слабый дневной свет только украдкой проникал в комнату. Элементом красоты японской гостиной является не что иное, как именно этот профильтрованный неяркий свет.”

Любовь к красоте проступающей как бы из глубины теней и неяркого света предопределила и любовь японцев и к своеобразным источникам освещения – бумажным фонарикам АКАРИ и ЧЁЧИН. Свой первый светильник АКАРИ японский дизайнер Исаму НОГУЧИ создал еще в 1950-е годы и с тех пор он триумфально путешествует по миру. В оригинальной версии светильник АКАРИ представляет собой каркас из бамбука, обтянутой традиционной японской рисовой бумагой – васи, внутри которого помещается небольшая свеча или неяркая лампочка. Хорошо знакомый с традиционным светильником из бумаги и дерева ЧЁТИН дизайнер Исаму НОГУЧИ предостерегал от использования слишком яркого света внутри него. Разработанные специально для того, чтобы служить источником мягкого света и создания играющих теней, для воссоздания атмосферы стиля особенно хороши напольные светильники АКАРИ.

 

Конструкторские особенности
Комната в японском стиле всегда имеет ряд конструктивных особенностей, основными достоинствами которых являются простота и мобильность. Неотъемлемыми элементами японской жилой зоны являются соломенные маты – ТАТАМИ и СЕДЗИ – решетчатые деревянные панели, обтянутые полупрозрачной рисовой бумагой. Полупрозрачные или матовые раздвижные перегородки СЕДЗИ и множество переносных элементов позволяют легко менять по своему вкусу не только внутреннее убранство комнаты, но и саму ее форму и размер. Легкость, с которой СЁДЗИ и ТАТАМИ позволяют трансформировать любое пространство – только одна из множества привлекательных и оригинальных сторон традиционного японского интерьера.

Другим важным элементом японской гостиной является ТОКОНОМА. ТОКОНОМА, своего рода композиционный центр японской гостиной – представляет собой специально оформленное место для выставления художественных ценностей, являющихся предметом гордости хозяев дома. Картина или свиток, а также цветочная композиция в ТОКОНОМЕ сменяют друг друга в соответствии со сменой времен года и отражают их особенности. Так, например, под Новый год в ТОКОНОМЕ будет уместна композиция из сосны, сливы и бамбука. Эти три растения традиционно символизируют в Японии здоровье, счастье и долголетие и являются непременными атрибутами встречи Нового года. Весной в ТОКОНОМЕ хорошо будут смотреться цветущие ветки сливы или персика. Летом – немного полевых цветов и свежей зелени, а осенью – ярко красные листья японского клена. Содержание свитка с иероглифической надписью или сюжета картины подбирается в соответствии со вкусом и пристрастием хозяина и может содержать в себе что угодно – от вида священной для японцев горы Фудзи в облачный день до свитка с одним единственным иероглифом, например, мечта.

 

Мебель
Японский стиль жизни традиционно не предполагал наличие мебели, по крайней мере, в европейском смысле этого слова. Люди, впервые попадающие в традиционно японский дом, бывают поражены почти полным ее отсутствием. Место обычных в нашем понимании комодов, сервантов, буфетов, библиотек и прочих элементов корпусной мебели в Японии традиционно занимают вместительные стенные шкафы, в которых хранится все от одежды и посуды до постельного белья и бытовой техники. Та же мебель, которая попадается на глаза, в основном скорее низенькая, угловатая и тяготеющая к чистым геометрическим формам, чем округлая, изогнутая и приспособленная к формам человеческого тела.

Первоначально чисто утилитарная, современная мебель возникла из коробов для хранения вещей – сундуков. Позже они превратились в ТАНСУ – своеобразного элемента традиционной японской мебели, дошедшей к нам из глубины веков. Разные виды ТАНСУ предназначались для разных целей. Все они изготавливались с необычайным мастерством, и практически всегда использовались только по своему прямому назначению. Их продуманная практичность, наряду с налетом старины и какого-то особого духа солидности и благородства делают эти своеобразные предметы обстановки необычайно привлекательными для современных дизайнеров и людей с тонким вкусом. Антикварные ТАНСУ – элегантные воплощения неизвестных мастеров прошлого – способны разнообразить любой интерьер, добавляя ему насыщенности и значимости. В то же время, ТАНСУ способны перерождаться и получать новое звучание, когда используются в неожиданных сочетаниях с современной мебелью.

наверх страницы