Возвращение в Эдем с Ники де Сен-Фалль

До боли, до крика, до холодка по смене – смелая хулиганка, французская американка и американская француженка, Ники де Сен-Фалль (Niki De Saint Phalle) прошла в своем творчестве непростой путь от акцентуаций на насилии и деструкции до обретенной женственности и просветления через тьму.

Художница родилась в 1930 году под Парижем в семье банкира, а выросла в Нью-Йорке, куда после Великой Депрессии переехала семья. В 11 лет она пережила инцест. Много лет спустя она снимет об этом фильм «Daddy» и опубликует книгу «Мой секрет», где расскажет о своей детской травме. С 16 лет Ники работала фотомоделью, ее фотографии появлялись на обложках Vogue и Life. Уже в 18 лет она вышла замуж за американского поэта и прозаика Харри Мэтьюза, которому вскоре родила двоих детей. Они переехали в Кембридж (Массачусетс), и пока муж изучал музыку в Гарвардском университете, Ники увлеклась рисованием, экспериментируя с различными стилями и техниками.

Она категорически не принимала тот буржуазный образ жизни, который вели ее родители, но создав собственную семью, она поняла, что живет по тому же сценарию. Постоянный внутренний конфликт, возникший на этой почве и усугубленный воспоминаниями о насилии отца, привел к нескольким нервным срывам, от которых Ники де Сен-Фалль лечилась в психиатрической клинике. После развода она уехала в качестве модели в Париж, где познакомилась с американским художником Хью Вайсом, ставшим ее близким другом и наставником в творчестве. Именно он убедил ее продолжать заниматься живописью. Ники совершила несколько поездок в Испанию. «В 1955 году я побывала в Барселоне, где посетила прекрасный парк Гуэль, созданный Гауди. Мой мастер и моя судьба ждали меня здесь, а увиденное привело в такой восторг, что все во мне затрепетало. Уже тогда я знала, что мне предначертано однажды создать свой собственный сад Радости. Маленький уголок Рая. Место встречи человека и природы. Через двадцать четыре года появился Сад Таро, ставший самым грандиозным приключением моей жизни». А пока Ники де Сен-Фалль окончательно обосновалась в Париже.

В 1956 году в Швейцарии прошла дебютная выставка ее наивной живописи. Спустя пять лет художница примкнула к движению «новых реалистов» (Les Nouveaux Realistes), которое провозглашало своей целью «поэтическую переработку городского, промышленного и рекламного пространства».

Среди «новых реалистов» был и Жан Тэнгли, швейцарский художник, который разделил ее работу и жизнь. «Когда я впервые встретила Жана, я была 25-летней девчонкой с полными карманами рисунков. Я мечтала о строительстве безумного замка, часовни всех религий. Когда рассказала, он не смеялся. Он принял мечту всерьез. Я сказала, что мои мечты больше, чем мои возможности, и он ответил словами, которые изменили мою жизнь: «Ники, мечта это все. Технология — то, чему мы можем научиться».

Поженившиеся в 1971 году и вплоть до кончины Тэнгли в 1991 году художники работали над совместными произведениями, как, например, Фонтан Стравинского рядом с Центром Помпиду в Париже, а также над собственными, отдельными проектами.

В 60-е годы shooting paintings Ники де Сен-Фалль стали настоящей сенсацией: художница предложила посетителям ее выставки бросать стрелы в картину «Портрет моего любовника» или стрелять из карабина в полотно «Тир». Стрелы и пули разрывали пакеты с краской, семенами и едой, стекавшей по белоснежному гипсу.

После первых коллажей Ники начинает заниматься скульптурами из собранных и переработанных предметов. Она одевает в яркие цвета кукол с искореженным телом из папье-маше и обвешивает их странными предметами: ножницами, ножами, гвоздями.

Под впечатлением от беременности ее подруги Кларис Риверс, жены одного из пионеров американского поп-арта Ларри Риверса, Ники начинает воплощать в своих произведениях феминный архетип и анализировать роль женщины в социуме. Так возникают ее пышнотелые и жизнерадостные скульптуры «Нана», которые Ники де Сен-Фалль будет создавать в самых различных вариациях на протяжении всей жизни.

Вместе с Жаном Тэнгли она создала гигантскую скульптуру “Hon” (по-шведски «она») для Музея современного искусства в Стокгольме, которая принесла ей колоссальный успех. Эта лежащая великанша 28 метров в длину и 9 метров в ширину включала в себя дискотеку и бар, вход в которые находился у нее между ног.

Вместе с Тэнгли художница работает для французского павильона Всемирной выставки в Монреале в 1967 году, создает «Голема» в Иерусалиме — гигантскую голову чудовища с языком — детской горкой, а также «Дракона» в Бельгии (1975), трех «Девушек» для города Гамбурга (1974), “Солнечного бога” для калифорнийского университета — скульптуру, которая стала неотъемлемой частью студенческого пейзажа, «Ангела-хранителя» для вокзала в Цюрихе (1997) и многое-многое другое. В то же время на протяжении двадцати лет она неотрывно трудится над «Садом «Таро» в Италии, главным произведением ее жизни.


The Guardian Angel                The Sun God

 


Golem                                         Nanas in Hannover

«Сад Таро» создавался с 1979 год по 1996 год на юге Тосканы (Италия), на земле, принадлежащей друзьям Ники, Марелле Карло и Николе Караччоло. Они одобрили начальный проект, который впоследствии художница дорабатывала и совершенствовала. «Сад Таро» в действительности получился больше по площади, чем она ожидала. Отсутствие жестких требований позволило ей работать в атмосфере полной свободы.


На территории Сада расположены 22 монументальные скульптуры, соответствующие 22 Большим Арканам Таро. Скульптуры сделаны из цемента, покрыты мозаикой, кусочками зеркал, стекла и керамики. Уже в самом начале работ по созданию «Сада Таро» стало очевидно, что Ники предстоит опасное путешествие, чреватое различными трудностями и препятствиями. Ее болезнь (ревматоидный артрит) ограничила художницу в действиях: она с трудом передвигалась и работала руками. И тем не менее – работа продолжалась.


“Это было состояние одержимости. Я чувствовала, что создание этого Сада — моя судьба, с какими бы серьезными трудностями это ни было связано. Центром Сада и моим домом стала скульптура «Императрицы». В ней я общалась со своими сотрудниками, принимала пищу и делала модели для остальных карт. Да, я фактически жила в этом «Сфинксе» — такое прозвище мы дали нашей «Императрице». Только полное погружение делало возможным реализацию этого проекта. Как и во всех сказках, перед обретением сокровищ я, выбрав свой путь, встретилась с собственными драконами, колдунами, магами и ангелом Умеренности”.


“Мы с Жаном Тэнгли часто гуляли по саду и мечтали. Жан был моим самым преданным другом и единомышленником. Он не только создал больше половины всех конструкций из металла: его дикий энтузиазм поддерживал меня на плаву в трудные моменты. Сегодня все трудности видятся мне как часть процесса посвящения, который мне необходимо было пройти, чтобы получить право на создание этого Сада”.



В конце 90-ых Ники из-за серьезных проблем со здоровьем перебирается в Калифорнию. Позже она признается: «Калифорния послужила новому рождению моей души, она была словно землетрясение для моих глаз – море, пустыня, горы, просторное открытое небо, роскошный блеск света и бесконечность пространства вокруг. Я нашла новый путь жизни, и это мое открытие отразилось в моих работах».

Спустя некоторое время она начинает поиск подходящего участка земли, планируя создать там еще один магический сад, на сей раз вдохновившись мифологией коренных народов Америки. В 2000 году был создан Queen Califia’s Magical Circle Garden, единственный в Соединенных Штатах сад скульптур под открытым небом – и последний крупный проект Ники. Его торжественное открытие на территории парка Кита Карсона состоялось 26 октября 2003 года в южно-калифорнийском городке Эскондидо, неподалеку от Сан-Диего.

Сад скульптур стал примером искусства уникальной мозаичной орнаментации, присущего поздним годам творчества Ники. Разнообразие и красочность мозаичных материалов является величайшим из ее проектов. Собственноручно Ники подбирала десятки и десятки образцов стекла разных цветов, форм, оттенков, степеней прозрачности и отражения. Также впервые она использовала в композициях большое количество полированных и шероховатых травертина, агата, кварца, бирюзы. Она достигла действительно магических результатов: движение света и ветра, цвета и форм, которые отражаются в поверхностях скульптур, неустанно меняют облик Волшебного круга.

Именно за Queen Califia’s Magical Circle Garden художница была удостоена одной из самых престижных премий в сфере искусства – Praemium Imperiale, учрежденной по предложению Императора Японии и присуждаемой Японской Художественной Ассоциацией деятелям искусства «за их достижения, международное влияние, которое они оказали на свое искусство, духовное обогащение всего мирового сообщества».



За год до смерти Ники де Сен-Фалль передала Музею модернистского и современного искусства (MAMAC) в Ницце более 170 своих работ. Дар оценивался в 117 миллионов французских франков (17,84 миллионов Евро). В 2002 году художница умерла от легочной болезни, вызванной хроническим отравлением токсическими веществами, которые она использовала при изготовлении и раскрашивании своих скульптур.

Сегодня работы Ники де Сен-Фалль можно увидеть в Центре Жоржа Помпиду (Париж), Муниципальном музее современного искусства в Париже (Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris), Музее Жана Тэнгли (Базель, Швейцария), Фонде Ники де Сен-Фалль (Сан-Диего, США) и в музее Ники (Насу, Япония).

наверх страницы