Специально для студентов IDS: наше интервью с Паолой Антонелли /МоМА, Нью-Йорк/

Паола Антонелли – один из самых авторитетных экспертов дизайна в мире, ее деятельность в настоящее время – продвижение полезного и умного дизайна. Возглавляя департамент архитектуры/ дизайна и отдел исследований Музея Современного искусства МоМА в Нью-Йорке, она в первую очередь работает с интеллектуальными объектами, в которых креативная составляющая подкреплена научными и функциональными решениями. Представляем вашему вниманию интервью с Паолой Антонелли, которое провела директор Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург) Елена Кутейникова.

 

Е.: Как вы думаете, как должно быть организовано преподавание дизайна в современном мире?

П.: Я не преподаю дизайн, поэтому не считаю себя авторитетом в этой области, но мне кажется важным, то, что у каждой школы, как у каждого города, должно быть свое лицо. И я думаю, важно найти то особенное, русское и петербургское, чему вы можете научить своих студентов, чтобы ваша программа не повторяла программы, которые используются по всему миру.

Затем, конечно, важно преподавать основы – историю дизайна, информировать о том, что происходит в других странах. Мне кажется, дизайнерам не хватает хорошей теории, им нужна философия дизайна, а не просто процесс проектирования.

Большинство школ подталкивают студентов к тому, чтобы они начинали создавать свои проекты, прежде чем изучат теорию и историю дизайна, историю искусства, историю архитектуры, философию. Я считаю, что им нужно больше теории.

Е.: Вы считаете, что этого сейчас не хватает современным дизайнерам?

П.: Думаю, да. Думаю, что успех Королевского Колледжа Искусств в Лондоне заключался в том, что студенты находились в широком культурном контексте, а не только потому, что они научились делать предметы.

И еще я заметила, что существуют разные школы дизайна — школы дизайна, которые привязаны к архитектуре, и школы дизайна, привязанные к инженерному делу, и школы дизайна, привязанные к искусству. Обычно школы дизайна, которые привязаны к искусству, менее хороши. Например, я училась в Миланском техническом университете, основное направление этого университета — архитектура и инженерное дело. И я изучала архитектуру, а потом специализировалась на дизайне. В то же время есть школы искусств с курсами дизайна, и это, обычно не работает, потому что выпускники таких школ не понимают точности и правил дизайна. Это то, что я замечаю, я не знаю, что правильно, но, я думаю, что для дизайнеров важно понимать, что они являются частью культуры, а не просто ремесленниками.

Е: Скажите, пожалуйста, что в вашем обучении оказалось самым главным, тем, что сформировало ваши сегодняшние позиции.

П.: Во-первых, то, что я изучала и архитектуру и дизайн, все вместе. Но я не помню каких-либо особенных моментов во время моего обучения, кроме приглашений работать волонтером на выставках в музее дизайна Trienalle в Милане. Я работала там волонтером, и так я начала делать выставки, поэтому важных моментов было много. Хотя самое главное, наверное, было то, что я решила переключиться с изучения экономики на изучение архитектуры.

Е.: Когда вы делаете выставки в МоМА, что вы хотите ими сказать миру: что у дизайна есть будущее или наоборот проблемы, или вы хотите представить новые имена в дизайне?

П.: Мое главное послание – это то, что дизайн очень, очень, очень важен. И очень важно для всех людей познакомиться с ним, понять его, узнавать его, потому что в этом случае их жизнь будет гораздо интереснее, и у таких людей как у граждан будет больше власти. Люди смогут говорить компаниям, о том, что неправильно, уродливо, опасно, неэффективно, они смогут выражать свое несогласие.

Е.: Может ли дизайн стать новой философией современной жизни?

П.: Я думаю, что да. Я действительно думаю, что это так. Не знаю, умеют ли сейчас дизайнеры достаточно хорошо говорить и писать, может быть, им нужны писатели и ораторы, которые будут им помогать. Но это очень и очень конструктивная, позитивная, прогрессивная форма мышления, способ быть щедрым по отношению к другим людям, это почти идеальная форма мышления.

Е.: Можете ли вы назвать двух-трех дизайнеров, которые, на ваш взгляд, ассоциируются с передовым дизайном.

П.: Хелла Йонгериус, потому что она изменила взгляд людей на взаимоотношения между традицией и прогрессом. Нери Оксман, потому что она ученый и великолепный дизайнер, и великолепный преподаватель, она поразительная личность. Третий человек, наверное, тот, кто создает интерфейсы, это Джорджия Лупи, она дизайнер-график, визуализатор, она визуализирует данные, но идет дальше цифрового аспекта, она это делает практически вручную. Она визуализирует сеты данных, это очень современный процесс. И вместо того, чтобы делать это только с помощью компьютера, она делает это практически вручную.

Е.: Все они женщины?

П.: Да. Я ничего не буду говорить, но когда меня спрашивают, кто ваш любимый дизайнер или еще кто-либо, я всегда называю женщин.

Е.: Знаете ли вы кого-нибудь из современных русских дизайнеров?

П.: Вообще-то нет. Мне бы хотелось их узнать.

Е.: Вы верите в русский дизайн?

П.: Да, верю, дизайн-традиции в России очень сильны. Россия на биеналле дизайна в Лондоне показала архивы советского дизайна 1960-1980х годов, они были великолепны. Их представил Московский Музей Дизайна.

Е.: Как вы относитесь к конкурсам? Особенно к конкурсам молодых дизайнеров?

П.: Зависит от конкурса, трудно говорить о конкурсах в целом. Архитекторы, например, всегда принимают участие в конкурсах, и некоторые проводят всю жизнь, участвуя в конкурсах в надежде получить проект, и это нечестно.

Е.: Вы встречались со многими руководителями школ дизайна в мире?

П.: Да, я встречалась со многими. Ваша школа связана с каким-либо большим университетом? Я думаю, вам имеет смысл сотрудничать, например, с медицинским университетом или инженерным, – это то, чтобы я сделала. Мне кажется, важно, чтобы студенты не всегда изучали дизайн в вакууме, а учились создавать команды.

Е.: Ваше мнение о неделе дизайна в Нью-Йорке?

П.: Я бы рекомендовала посещать неделю дизайна в Милане, она гораздо сильнее. Нью-Йорк, конечно, замечательный город, но дизайн лучше смотреть в Милане. Если вы и ваши студенты будете в Нью- Йорке, я буду рада с вами встретиться.

 

Ближайшие международные события Школы:

 

3 – 7 июля курс британского дизайнера Джона Ингледью/ Jonh Ingledew “Creative Thinking”

20 – 23 октября международный практикум “Dutch Design Week. Роттердам – Амстердам – Эйндховен”

 

До встречи в Международной Школе Дизайна (Санкт-Петербург)

наверх страницы