Штиглиц Елена Олеговна

Штиглиц Е.О.Елена Олеговна Штиглиц – главный ландшафтный архитектор Государственного Русского музея

Интервью с Еленой Евгеньевной Кутейниковой, директором Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург). (Публикация в газете МШД №2)

Е.Е. – Что такое, в Вашем понимании, современный ландшафтный дизайн?
Е.О. – Это, прежде всего, гармоничное сочетание величайших и древнейших наук: архитектуры и биологии, ведь ландшафтный архитектор – это архитектор, «создающий природу». Современный ландшафтный архитектор должен уметь прекрасно рисовать, чертить и знать все растения от трав и цветов до декоративных сортов деревьев и кустарников. Он должен отслеживать мировые тенденции не только в ландшафтной архитектуре, но и в растениеводстве (выведение новых сортов, интродукция экзотических растений), чтобы его проекты становились эксклюзивными и создавались так сказать, «в ногу со временем».

Главной задачей современного ландшафтного дизайнера является создание комфортного окружающего пространства, в котором тот, для кого создается сад, мог бы чувствовать себя в полном покое. Раньше считалось, сколько стоит дом – столько стоит и сад, это две абсолютно равноценных составляющих жизни человека на земле. Сегодня у нас наблюдается некий крен в сторону строительства, а дизайну сада, к сожалению, отводится очень маленькая роль. Но на сегодняшний день современные технологии позволяют не только воплощать идеи на сезонный период жизни сада (весна-лето-осень), но зимой или в так называемое «межсезонье». Современный ландшафтный дизайн сегодня должен воплощать самые «капризные» пожелания клиента.

Е.Е. – Какие актуальные задачи стоят сегодня перед профессиональными ландшафтными дизайнерами России?
1. Хочется отметить, что за последнее десятилетие у нас в России значительно вырос уровень частной ландшафтной архитектуры, есть примеры очень достойных решений классических и современных садов. Но есть и сложности в нашей профессии. Прежде всего, необходимо решить проблему образования. Очень мало преподавателей, не хватает специалистов и профессионалов с большой практикой. В связи с переходом на новую систему обучения в ВУЗах (бакалавры и магистры), программы не отрегулированы и не отработаны, студентам сокращают практику.
2. Основная задача профессионалов в области ландшафтного дизайна – добиться повышения уровня этой профессии не только в России, но и укрепить ее позицию за рубежом. Мы сейчас сильно отстаем от ландшафтных специалистов Европы и всего мира.
3. Экологичность проекта и ее воплощение для конкретного Заказчика становится чуть ли не самой острой темой в каждом проекте.
4. На сегодняшний день еще одна важная задача – это помощь в создании Российского питомниководческого хозяйства, почти полностью утраченного за последние 15-20 лет. Будет спрос на посадочный материал – появятся и питомники.
5. И, конечно же – это объединение специалистов, т.к. общими усилиями можно решить гораздо больше проблем и реализовать цели и задачи нашей профессии. В Москве уже существует Ассоциация ландшафтных архитекторов России – «АЛАРОС», Ассоциация ландшафтных архитекторов стран СНГ, многие наши ландшафтные архитекторы являются членами Королевского общества садоводов Великобритании. По всей России проводятся конференции, семинары, где обсуждаются насущные проблемы и принимаются соответствующие решения.

Е.Е. – На что, по Вашему мнению, следует обратить пристальное внимание студентов Международной Школы Дизайна в процессе обучения ландшафтному дизайну?
Е.О. – В первую очередь, надо определить какие задачи ставит студент для себя в процессе обучения. Если цель войти в мир проектирования садов для своего собственного удовольствия, то тогда я советую сконцентрироваться на изучении растений, условий их выращивания, болезней и вредителей, а также приобрести практические навыки в создании отдельных элементов ландшафтного дизайна. А если ваша цель – получить работу в области ландшафтной архитектуры, то без «натренированной» руки не обойтись. В данном случае необходимо хорошо рисовать, изображать растения, знать основы геометрии и построения предметов и, конечно же, владеть компьютерными программами для создания проектов.
Еще один важный аспект – это психологическая подготовка студента. Автор должен уметь непринужденно, профессиональным языком и достаточно эмоционально подавать свое произведение – проект. Советую по чаще проводить студентам публичное представление пусть даже небольших рисунков-деталей или учебных эскизов.
И последнее: практика, практика и еще раз практика! Самое ценное обучение происходит во время выполнения настоящей работы на объектах – начиная с прополки сорняков и кончая созданием гротов, альпинариев, каскадов и газонов.

Е.Е. – Каким образом сегодня, по Вашему мнению, в Москве и Санкт-Петербурге представлена современная ландшафтная архитектура и дизайн?
Е.О. – Конечно же, в первую очередь – это ландшафтные фирмы. Пройдите по выставке ландшафтного дизайна в Москве или Санкт-Петербурге и вы увидите все, чем занимаются сегодня ландшафтные архитекторы. Многие фирмы уже имеют специализацию, что говорит о повышении уровня каждого направления в ландшафтном дизайне.
Спрос на услуги ландшафтных фирм появился с 1990-х годов, когда стали строить коттеджи за городом. Во многих фирмах решающую роль играют творческие люди, от них зависит и качество объекта, и престиж фирмы. Есть фирмы, где такие «бриллианты» существуют, и если они берутся, то появляются шедевры ландшафтной архитектуры и дизайна. Такие творческие личности должны быть подхвачены бизнесом, творить и процветать, но пока не всегда так получается. К сожалению, одновременно со спросом появилось и много фирм-однодневок, они покупают посадочный материал, сажают, а потом уходят с объекта, оставляя владельца один на один со своими проблемами, а он не знает, что делать, растения погибают… Сейчас спрос превышает предложение, заказов много, а хороших специалистов не хватает.
На Российском рынке, к сожалению, до сих пор нет крупных ландшафтных фирм, готовых взяться за ответственный объект, такой например как Летний сад.
И еще, я считаю, что уровень современной ландшафтной архитектуры и дизайна задает цветочное оформление города. Будь то столица или провинциальный городок. По его качеству можно судить об уровне специалистов в целом. Различные цветочные конкурсы и ландшафтные фестивали также преподносят уровень профессии ландшафтного архитектора и современного ландшафтного дизайна: Международный фестиваль «Императорские сады России» в Санкт-Петербурге, Международный Фестиваль цветов и ландшафтного дизайна в Москве, выставки «конкурс на лучший городской цветник и др. Очень радует, что все больше стало появляться профессиональных красочных журналов по садоводству и ландшафтному дизайну. Этот аспект также отражает уровень нашей профессии в России.
Несмотря на все проблемы, я считаю, что у специальности «ландшафтная архитектура» – большое будущее!

Е.Е. – Как влияет современный ландшафтный дизайн на процесс реставрации исторических парков и старинных усадеб?
Е.О. – В целом очень положительно! Стоит уточнить, что специалист садово-паркового искусства это не ландшафтный архитектор. Это особая «разновидность» нашей профессии – величайшее знание и понимание истории садоводства. И мне очень приятно отметить, что студенты чаще берут на диплом тему – реставрация усадьбы или старинного парка. В нашем современном сумасшедшем мире, людей все больше тянет в прошлое, к былой красоте размеренной жизни среди тенистых старых аллей, к берегам заросших кувшинками прудов…. Но без современных технологий не реализовать реставрацию ни одного исторического сада. Поскольку 99% всех старинных садов находятся на предельном сроке жизни, то в первую очередь надо спасать то, что является основой – это древние «старожилы» садов – дубы, липы, клены. И тут на помощь приходит современная техника и оборудование по обследованию и лечению старовозрастных деревьев. А дальше – знание ботаники поможет определить сохранившиеся виды трав и цветов, столетиями произраставшие в усадьбе и разработать методику по их сохранению. А какое большое значение в проекте реставрации парка имеет компьютерное совмещение исторического и современного планов! И еще очень много интересных и практических решений предоставляет современная ландшафтная архитектура для воссоздания утраченной истории садов.

наверх страницы