Нефёдов Валерий Анатольевич

Валерий Анатольевич НефедовВалерий Анатольевич Нефёдов, доктор архитектуры, профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

МАРТ 2013 года

Валерий Анатольевич, в чем, по Вашему мнению,
эмоциональная/интеллектуальная/технологическая составляющая дизайна?

Думаю, что эмоциональная сторона дизайна – одна из основных его составляющих, так как произведения в этой области адресованы, в первую очередь, к эмоциям человека – пользователя, потребителя, почитателя всего, что создается дизайнерами. Они, произведения, его или радуют или огорчают и этим формируют настроение человека, атмосферу вокруг него и влияют на его отношение к своему окружению. Именно в этом дизайн выступает “проводником” между эмоциями человека, его создающего, и всеми, кому он адресован. Поэтому и заниматься дизайном может лишь человек, способный на щедрые эмоции и обладающий “красочным” видением, больше видящий и чувствующий глубже красоту мира.

Интеллектуальная составляющая заключается в способности дизайнера создавать свои произведения с позиций осмысления и освоения самой современной и передовой информации. Дизайн является носителем новой информации и мастерство дизайнера заключается именно в том, чтобы донести эту информацию наиболее доступно и использовать ее наиболее эффективно. Но это предполагает постоянное интеллектуальное развитие самого дизайнера. В дизайне не актуально использование знаний вчерашнего дня, пересказ истории или заимствование старых средств. Дизайн предполагает живой и динамичный интеллект, регулярно пополняемый и постоянно расширяемый на основе приобщения к новой информации.

Без технологической составляющей не может быть современного дизайна, что предполагает постоянное освоение новых материалов, приемов и методов их использования при создании любого объекта. Дизайн выступает как творческое средство выражения новых возможностей материалов и технологий, художественное осмысление которых составляет один из основных профессиональных навыков реальных специалистов в этой области. Обученный дизайнер может использовать ресурс материала в том ракурсе и диапазоне, который для неспециалиста лишен какого-либо функционального и художественного смысла. И только обращаясь к новым ресурсам материалов можно получить реально современный дизайн.

Какие города мира наполнены особой дизайнерской атмосферой?

Однозначно полезными для приобщения к реальным ценностям современного дизайна являются города, в которых среда, события и люди составляют вместе неповторимую атмосферу приобщения к творчеству и к постоянному поиску нового во всем. Среди таких городов, по-моему, стоит выделить Париж, Барселону, Хельсинки, Берлин, Милан, Копенгаген.

Это города, в которых в очень многих номинациях дизайна и архитектуры уже не раз происходили и постоянно происходят события, вносящие оживление в творческую жизнь и заставляющие задуматься о новых возможностях в творческих профессиях, о преодолении комплексов и стандартных решений, об освоении новых технологий и возможностях самых нестандартных решений в казалось бы давно известных номинациях дизайна.

У ряда из этих городов есть неисчерпаемый эмоционально-культурный ресурс с бесконечным числом центров самой высокой культуры и большим числом постоянных творческих событий (Париж, Барселона), другие города снискали свою славу в продвижении дизайна с вовлечением широких слоев населения и с динамичным обновлением среды при сохранении своих традиций (Хельсинки), третьи города отличает стабильная приверженность к самым новым технологиям, доведенных до совершенства в дизайне и архитектуре (Берлин, Копенгаген) и, наконец, в таких городах, как Милан, можно найти концентрированное выражение многовековой культуры мыслить и творить авангардно, что зримо присутствует в атмосфере города и не только в периоды самых крупных событий в области дизайна.

Какие важнейшие навыки/умения/знания вы видите в работе современного дизайнера?

Для современного дизайнера реально необходимо живое, открытое и динамичное мышление, постоянная готовность к творческому развитию и обновлению, богатое воображение и тонкое чувство меры, знание международной практики в своей области. Нужны навыки профессионального общения и взаимодействия со смежниками, отбора полезной информации из большой ее массы, навыки быстрого и лаконичного графического выражения своих основных идей и убедительного представления заказчику. Нужны знания новейших материалов и технологий, включая знание компьютерных технологий, эргономики пространства, социальных и психологических основ формирования пространства для человека, особенностей проведения работ по организации пространства и художественных аспектов его восприятия.

Дизайнер должен уметь оценивать существующее пространство с позиции его эффективности для организации заданной функции, понимать суть происходящих в нем процессов, видеть интересы человека и чувствовать ресурс преобразования пространства с использованием новейших технологий.

Почему важны международные практикумы Школы для успешного дизайнера?

Без знания современной международной практики и регулярного пополнения этих знаний в виде международных стажировок вообще невозможно стать не только успешным, а даже просто дизайнером. У дизайнера для его стабильного продвижения в профессии главным условием развития выступает регулярное приобщение к событиям в зарубежной практике с поездками и программами, предлагающими концентрированное выражение достижений конкретного города или страны в самом широком диапазоне дизайна. Бесполезно искать конкретные аналоги для предполагаемых проектов только в конкретной номинации дизайна. Реальное становление современного дизайнера может происходить только на основе широкого изучения современной международной практики дизайна, что развивает системное мышление и позволяет преодолеть многие стандартные представления, почерпнутые из доступной периодики или Интернета.

Увидеть самому воочию, понять и прочувствовать подход специалистов к решению творческих задач в других странах, убедиться в возможности невозможного, расширить кругозор и обрести новые убедительные аргументы в пользу новейших технологий – смысл зарубежных стажировок. Внешняя точка опоры для формирования своих взглядов на дизайн, обретаемая там, становится самым важным фактором ускорения творческого развития дизайнеров.

 

Публикация в МШД (№2) 2009 года

Что такое современный ландшафтный дизайн?

К современному ландшафтному дизайну, мне представляется, стоит отнести обширную область творческой деятельности специалистов, способных использовать возможности природных материалов для создания комфортной среды для человека. Надо сразу же акцентировать, что если и дальше связывать ландшафтный дизайн лишь с обустройством индивидуальных участков или реставрацией исторических парков (что крепко сидит в массовом сознании), то наши города никогда не обретут достойного природного наполнения, а человек в них – современного средового окружения. Поэтому в трактовку современного ландшафтного дизайна в международной практике давно вошло расширенное представление о нем, как о профессиональной деятельности в интересах человека с целью превращения окружающих его пространств – улиц, площадей, набережных, жилых дворов, садов и парков в полноценные фрагменты городской среды. Пока еще до осознания подобного подхода к ландшафтному дизайну в России много чего не хватает.

А именно с такой трактовкой ландшафтного дизайна связана многократно бόльшая потребность в специалистах, владеющих современными технологиями и приемами создания ландшафтных композиций в городской среде. Необходимо изучать новый язык дизайна, основанный на использовании современных форм и линий, сочетании живых и инертных материалов, учете климатических особенностей и направлений моды.

Какие актуальные задачи стоят сегодня перед профессиональными ландшафтными дизайнерами России?

Задач сегодня много и все они актуальные. В самом общем виде это означает преодоление многих стереотипов, мешающих распространению современного языка и новейших технологий в области ландшафтного дизайна. В сознании многих начинающих ландшафтных дизайнеров слишком сильно убеждение, что, налегая на историю и изучая исторические парки, они смогут обустроить и индивидуальные участки, и городские пространства.

Как ни парадоксально, но именно экономический кризис, наконец-то, создает в России условия для того, чтобы задуматься о высоком смысле давно распространенного в международной практике минимализма в трактовке ландшафтных композиций. Наконец, многие ландшафтные дизайнеры, столкнувшись с сокращением средств у заказчиков, вдруг поймут, что кроме привычного нагромождения пестрых цветочных клумб, обильно присыпанных камнями альпийских горок, монументальных фонтанов и каскадов есть прелесть лаконичных природных средств, начиная с открытой поверхности газона и красивых полевых культур! Есть смысл в каждой оригинально найденной линии даже контура почвопокровных растений, фактуре поверхности или скульптурной форме растительного материала!

Одной из радикальных задач, стоящих перед отечественными ландшафтными дизайнерами, является существенное расширение ассортимента растительности, способного обеспечить сохранение декоративных качеств городских открытых пространств в течение всего года. Скандинавские страны являются достаточно убедительным примером преодоления многих наших стереотипов в части выбора растительности, в первую очередь, с точки зрения перехода на культуры, обладающих постоянной растительной массой, причем не обязательно хвойных растений.
Ландшафтным дизайнерам предстоит научиться замечать потребности человека в городской среде, начиная от элементарного оформления пространств вокруг скамеек для отдыха, до создания образа каждого фрагмента городского ландшафта за счет использования геопластики, характерных композиций из растительности, воды и средств лэнд-арта.
В окружении объектов общественного назначения – банков, офисов, гостиниц, торговых и культурных центров ландшафтным дизайнерам еще предстоит освоить навыки решения задач интегрирования архитектурных объектов с их ближайшим окружением, рассматривая его как продолжение пространства для пребывания человека.

На что, по Вашему мнению, следует обратить пристальное внимание студентов Международной Школы Дизайна в процессе обучения ландшафтному дизайну?

Думаю, студенты не ошибутся, если приучатся регулярно пополнять свой творческий арсенал путем постоянного изучения примеров из современной международной ландшафтной практики, включая приобщение к опыту таких стран, как Германия, Франция, Швеция, Финляндия, в первую очередь, применительно к городским открытым озелененным пространствам. Тогда у них будет шанс гораздо более оперативно поспевать за событиями в современном ландшафтном дизайне.

Вырваться из плена исторических иллюзий применительно к ландшафту современного города можно только путем систематического изучения зарубежных реализованных проектов городских открытых пространств. Одна из основных проблем отечественной ландшафтной практики – недостаточная информированность специалистов о том, как решаются аналогичные задачи за рубежом. Далеко не все наши профессиональные ландшафтные дизайнеры знакомы с опытом ландшафтной организации парков и городских открытых пространств хотя бы европейских столиц в конце ХХ – начале ХХI века.

Что же касается приоритетных разделов в образовании, то однозначно надо выделить области технологии и экологии. Остающиеся стабильно «в тени» отечественного ландшафтного образования вопросы устойчивого развития городских территорий, как ни странно, напрямую связаны с тем, что делают ландшафтные дизайнеры. Даже вопросы сбора и использования дождевой воды, не говоря уже о сохранении природных ресурсов и экономии энергии, тоже связаны с областью ландшафтного дизайна. Поспешность в создании ландшафтных композиций, обреченных на затратный уход или ежегодное воспроизведение, также противоречит концепции ресурсосбережения.

Каким образом, по Вашему мнению, в Москве и Санкт-Петербурге представлена современная ландшафтная архитектура и дизайн?

По международной шкале ценностей ни в одном из этих городов реально современной ландшафтной архитектуры или дизайна, к сожалению, почти не существует. Есть практика создания долговременных монументальных произведений, рассчитанных на старомодные эффекты внешней красивости. Отсюда преобладание «мертвых» материалов в виде гранитных глыб в структуре якобы новых пешеходных зон или помпезных площадей, заполнение репрезентативных пространств вдоль улиц и проспектов дорогими композициями из цветов.

Но при этом систематически игнорируются вопросы создания «зеленого каркаса» города с использованием растительности в качестве решающего фактора структурирования территории любого назначения, начиная с автомобильной парковки, или достижения экологического баланса. В итоге все это отражается на состоянии городской экологии, в первую очередь, воздушного бассейна. При сохранении даже уже существующего числа индивидуальных автомобилей подобный путь ведет к экологическому коллапсу.

Очевидность того, что наши крупнейшие города явно обделены ландшафтным дизайном именно не как средством украшения, а как средством достижения психологического комфорта для пребывания человека на улице ощущается жителями города при соприкосновении с большинством пространств улиц, площадей, набережных, дворов и парков.

В Москве из положительных примеров можно назвать оформление склона вдоль Москва-реки у Киевского вокзала с современной трактовкой пересекающихся цветочных линий. В Санкт-Петербурге определенная попытка преодолеть исторические стереотипы связана с оформлением таких магистралей, как Большой проспект Васильевского острова и Наличная улица у ЛенЭКСПО. Новации связаны с объемной трактовкой характерных волн из цветов, а также с использованием декоративных овощных культур, оживляющих городской ландшафт до глубокой осени.

Но, к сожалению, нет примеров создания реально комфортных городских пространств, радикально решающих вопросы разграничения транспортного и пешеходного движения, предоставления различным возрастным группам населения содержательных форм досуга в природном окружении.

Как влияет современный ландшафтный дизайн на процесс реставрации исторических парков и старинных усадеб?

Одним из основных ресурсов в использовании современного ландшафтного дизайна является технология создания композиций из растительности, воды и рельефа. Возможности обработки поверхности земли с достижением фиксированных форм геопластики значительно расширились за счет распространения новых рулонных материалов.

Продление периода восприятия исторических ландшафтных композиций в вечернее время, не говоря уже о неслыханных ранее возможностях их динамической подсветки с переменной цветовой гаммой, существенно изменили облик многих ландшафтных объектов, созданных века назад.

Надо сказать, что при сохранении общей конфигурации цветочного оформления исторических объектов – и парков, и усадеб – есть немало возможностей ежегодно вносить новые черты в их облик. Во многом это стало возможным за счет распространения технологий обработки инертных материалов (включая их окраску), а также благодаря использованию современных инсталляций в виде сезонной скульптуры или лэнд-арта. Появление (равно как исчезновение) подобных символов и знаков в историческом ландшафте даем ему шанс жить современной жизнью.

Становится нормой, что исторические ландшафтные объекты никогда не застывают в неизменном виде. Задача ландшафтных дизайнеров – чувствовать новое время, в котором старые объекты могут ответить на потребности современного человека.

наверх страницы