+7 (812) 326-07-01

Санкт-Петербург, Нарвский проспект, 22

Дизайнер Родерик Вос/ Roderick Vos (Голландия): «Нашему миру нужен практичный дизайн»!

Один из самых известных промышленных дизайнеров, автор концепции «счастливой повседневности в дизайне» Родерик Вос / Roderick Vos приехал в Россию по приглашению Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург), чтобы оценить лучших российских дизайнеров в конкурсе IDS «Дизайн-Дебют». Мы встретились с дизайнером, чтобы узнать его впечатления о молодых дизайнерах России и получить ценные советы для студентов Школы!

— Родерик, во-первых, мы хотим вас поблагодарить за то, что нам и нашим студентам, участникам конкурса «Дизайн-Дебют» (www.designdebut.ru/awards2017) так повезло, и вы стали тем самым членом жюри, который представлял мировой product design и интерьерный дизайн. Благодаря вам конкурсанты получили оценку мирового уровня.

— Большое спасибо Школе за приглашение.

— Каково ваше впечатление от конкурса, от работ? В общей сложности было представлено 1500 работ.

— Прежде всего я хочу сказать, что для меня это был вдохновляющий опыт! Здесь я увидел столько энергии, хорошей энергии в работах молодых людей с хорошими идеями. Учитывая, что IDS работает в Санкт-Петербурге всего 15 лет, уровень работ, представленных на конкурсе, очень впечатляет, это настоящее достижение. И это мощная революция в русском дизайне. Я абсолютно уверен, что у него большое будущее.

На iSalone del Mobile в Милане я вижу много работ русских дизайнеров, которые выходят на европейский рынок дизайна со своими креативным разработками – у них есть все шансы на успех и будущее!

Я впервые в России, я не говорю по-русски, но дизайн — это международный язык, и мне интересно было бы увидеть, как производства в России сотрудничают с молодыми специалистами, которые заканчивают эту прекрасную Школу Дизайна. У вашей индустрии есть большое будущее в таком сотрудничестве.

Ваша страна имеет огромное наследие в плане производства, и это касается как ремесленного, так и промышленного производства. Очень интересно, что здесь еще могут производить то, что мы в Европе уже не можем сделать. Поэтому я вижу огромный потенциал у вас, в частности это касается керамического производства. Я вижу Россию как страну возможностей для молодых людей.

— На что вы посоветуете молодым дизайнерам обратить внимание в первую очередь?

— Оставайтесь собой, не смотрите на то, что делают другие. Думайте о собственных сильных качествах. Это первое. Будьте аутентичными, настоящими, — это будет двигать вас вперед. Аутентичность как подпись — вы будете узнаваемы, а это то, что надо потребителю и индустрии. Также надо создавать ресурс разумного дизайна.

Если говорить о категории «Предметный дизайн» конкурса «Дизайн-Дебют», в котором я был членом жюри, где победил проект складывающегося столика. Могу сказать о нем как о примере умного минималистичного дизайна: если сложить и повесить столик на стену, он станет практически элементом декора, в то же время он функционален и техничен в своем основном назначении. И самое важное — это имеет значение в Европе, но я думаю, что и в России это актуально — молодым дизайнерам после окончания обучения очень трудно выйти на производителей. В Голландии есть новый тренд — молодые дизайнеры открывают мини-производства и производят свой продукт очень небольшим тиражом. И таким образом их идеи, их продукт выходит на рынок, попадает в магазины, а там уже на них обращают внимание представители промышленности, выходят с ними на связь и начинают сотрудничество.

В Голландии некоторые молодые дизайнеры выпускают свои объекты ограниченным тиражом, это почти предметы искусства, с которыми участвуют в арт-выставках, выставляются в галереях и на выставках Art Basel, Design Maiami, получая шанс представить работы производителям.

Как только я закончил обучение, я сразу начал (и по сей день) работать с производителями, создавал идеи, развивал их и передавал производителю. Но думаю, что сейчас, в 21 веке, идеи производства меняются. В Голландии, а может и в России тоже, многие дизайнеры начинают сами производить свои предметы, т. е. не ожидая, когда к ним обратится индустрия. Таким образом, развивается индустрия мини-производств, и это очень интересный тренд.

Дизайн — это международный язык, но мне всегда нравится видеть некоторую аутентичность. Я надеюсь, что когда я увижу предмет русского дизайнера, я почувствую дух России, а не международный вкус. Например, в конкурсе «Дизайн-Дебют» один молодой дизайнер представил раскрашенные деревянные игрушки, они были узнаваемы как русский продукт, они были замечательные. Если бы я их увидел в магазине в Голландии, я бы их сразу купил. Мне нравится дизайн, в котором есть некоторый этнический план. Но это мои личные предпочтения.

— Вы действительно правильно отметили эту тенденцию — в мире настолько стерты национальные границы, что сейчас каждая страна пытается найти самоидентичность, показать свои корни, свою культуру, в том числе и через дизайн. Каким образом в Голландии происходит сейчас поиск самоидентичности, самовыражения в дизайне?

— Я считаю, что «голландский дизайн» — это не этническое явление, а скорее образ мышления. У нас есть школа дизайна, которая специализируется именно на новом образе мысли. Это прекрасно, но в то же время в этом есть опасность. Если вы учите студентов думать очень открыто, вы создаете в большей мере дизайнеров-художников, а не промышленных дизайнеров, а это разные области. У нас в Голландии есть дизайнер Маартен Баас, и в аэропорту Схипхол в Амстердаме есть его работа — большие часы, за циферблатом которого вы видите силуэт человека, он в реальном времени стирает стрелки и рисует их заново, по мере того как идут минуты, часы. Это чудесная концепция, которая в большей степени искусство, чем дизайн. Возвращаясь к вашему вопросу, это не что-то типичное голландское, это особенный способ мышления, и в Голландии есть Школа Дизайна, куда приезжают учиться со всего мира, а потом возвращаются в свои страны, чтобы там создать свой дизайн. Мне нравится, что когда я приезжаю в Японию, я вижу современный дизайн и я вижу японское влияние. Мне бы очень хотелось приехать в Россию, покупать русский дизайн, это может быть международный дизайн, но со своим особым этническим оттенком. Если в дизайне произойдет полная глобализация, мы все станем Макдональдсом в области дизайна, а этого нельзя допускать. Вот замечательно, что в дизайн-школах Голландии учат создавать концептуальный дизайн, но главное, чтобы из-за этого не исчезли дизайнеры-практики, и мы не должны забывать, что нашему миру нужен практичный дизайн.

— В связи с этим я хочу задать вам вопрос, который я задаю всем известным дизайнерам, у которых беру интервью. Американский дизайнер Раймонд Лоуи говорил, что хороший дизайнер — это тот, кто заставляет часто звенеть кассу, т. е. коммерческий дизайн. Есть ли у вас рецепт хорошего коммерчески успешного продукта?

— Прежде всего, я хочу сказать, что Раймонд Лоуи — один из моих любимых дизайнеров, и из-за него я решил стать дизайнером. Его работа очень повлияла на меня. И что мне особенно нравится в его творчестве — это то, что он делал машины, локомотивы, упаковки Lucky Strike, бутылки Coca-Cola — этот человек был гением. И как дизайнер, я тоже люблю делать разные вещи — я люблю работать со стеклом, люблю делать объекты из керамики, проектировать мебель, мне нравится широкий спектр промышленного дизайна. Во время Раймонда Лоуи и сейчас очень важно делать предметы, которые будут продаваться. Все основано на экономике, это нельзя недооценивать. Но я должен сказать, что последние несколько лет подход в дизайне изменился. В 20 веке все старались сделать красивые вещи и сделать их настолько красивыми, чтобы те, кто их увидят, сразу захотели их купить. Сейчас в дизайн-школах появляется новый тренд, основанный на более глубоком культурном подходе: они думают об экологии, о том, как спасти мир. Например, один голландский дизайнер придумал особую сеть, с помощью которой можно выловить весь пластик из моря, переработать его и создать из него новый продукт. Это новый подход к дизайну, его основная цель — не зарабатывание денег, а попытка улучшить мир, и это новый тренд. Сегодня дизайнер обладает гораздо бОльшими знаниями о материалах, которые он использует. Когда я учился в школе дизайна, никто это не обсуждал. Например, сейчас один голландский дизайнер придумал мобильный телефон, который является не одним цельным предметом, а состоит из нескольких сегментов, и когда что-то ломается, вы просто покупаете новую часть и заменяете ей старую, т. е. весь телефон выбрасывать не надо, и это супер-идея. Очень известный голландский дизайнер Пит Хайн Эйк уже 20-30 лет занимается тем, что делает из использованного дерева новую мебель. Он был одним из основателей этой философии.

— Я слышала, что медали для олимпиады в Токио будут сделаны из материалов, взятых из переработанных мобильных телефонов.

— Да, я видел это. Это очень здорово. Что касается меня, я учился в «старой школе», как Раймонд Лоуи, но у меня в студии работают молодые люди, которые следуют новым направлениям, и мне нравится соединять новую и старую школу. Мне кажется, что в старой школе было много хорошего, и новые тренды тоже очень привлекательны, почему не сочетать их? Мы понимаем, что мы живем в экономической системе, мы не можем жить мечтами, и должны создавать продукт и делать людей счастливыми, и за этим должна стоять бизнес-модель, иначе нам не выжить. Забавно, что мои дети, когда я, например, привожу деревянный стол, сделанный по моему дизайну, не говорят мне: «Папа, какой красивый стол ты придумал». Они спрашивают меня: «Откуда привезли дерево для производства этого стола?». Это интересно. Я думаю, что это хорошо.

— Вы говорили о школе, о том, что мы получали другое, классическое образование. В то же время дизайнер — это такая профессия, в которой надо быть все время на волне, в авангарде. Как вы повышаете собственную квалификацию, как вы следите за развитием, это книги, выставки? Кстати, какую книгу вы сейчас читаете?

— У меня лучшая школа, я вам сейчас расскажу. Я обожаю книги о дизайне, я очень много их читаю, но я думаю, что лучший способ оставаться молодым — это быть в окружении молодых людей. Мне сейчас 51 год, моей жене столько же, а сотрудники нашей дизайн-студии — молодые люди от 21 до 35 лет. И это поддерживает в нас молодость. Они молодые, приходят в офис с новыми идеями, мы работаем с очень сложными компьютерными программами для дизайнеров, и они все время находят там какие-то новые функции. Конечно, у меня есть вкус, и я могу создавать хороший дизайн, но я всегда учусь у людей вокруг меня. Я думаю, что фокус в том, чтобы учиться каждый день. Никогда нельзя думать, что теперь я уже все знаю — это самая большая ошибка для дизайнера. Еще один мой секрет — я много посещаю производства: по литью алюминия, железа, стекла. И всегда после таких визитов моя голова полна идей, я вижу море возможностей. И сейчас имея такие программы как CAD, можно создавать потрясающие вещи. Я беру старую и новую школу и соединяю их вместе, и результатом становятся очень хорошие вещи. Конечно, мне очень нравится читать сложные интеллектуальные книги о дизайне, но это я делаю для себя. Я бы хотел добавить, что иногда я вижу продукт, дизайнер рассказывает историю о продукте, история очень умная, а продукт неинтересный. Я думаю, что лучший язык — это язык 3D. Я предпочитаю увидеть продукт, который мне покажется очень привлекательным, который мне понравится, а потом послушать историю, как он был создан, а не смотреть на неинтересный продукт и слушать интересную историю. Мне нравится визуальная привлекательность. Да, у меня серьезная профессия, и я хочу сказать молодым людям, которые начинают работать в профессии, не относитесь к вашей работе слишком серьезно, пусть в вашей работе будет юмор. Хорошее настроение и встречи с производителями будут приводить к самым потрясающим идеям. Просто сидеть за столом и рисовать — не работает. Хороший дизайнер 21 века должен быть также сильным в плане коммуникации.

— Спасибо вам большое за интересный разговор, за советы и рецепты, которые вы дали нам. Я очень надеюсь, что вы поделитесь своим опытом и своими знаниями со студентами Международной Школы Дизайна, приедете и проведете у нас мастер-класс для того, чтобы оценить российский дизайн и дать ему дополнительный импульс и радости. Спасибо.

— Я бы хотел поблагодарить Международную Школу Дизайна за то, что меня пригласили быть членом жюри конкурса «Дизайн-Дебют». Это дало мне большой заряд энергии. Мне очень понравилось изучать работы молодых дизайнеров с большими амбициями. Это было здорово! Я уверен в будущем российского дизайна после того, что я видел вчера.

Беседовали представители IDS-Петербург — руководитель международного отдела Виктория Невзорова и эксперт дизайна, преподаватель Школы Ксения Бандорина.

Обучиться дизайну приглашаем в IDS-Петербург!
Присоединяйтесь к программам Летних интенсивов или группам обучения с сентября

Заказ обратного звонка

Ваши данные
Имя
Контактный телефон
Соглашение


Контактные данные
Фамилия
Имя
Отчество
Город
Контактный телефон
Ваш e-mail
Соглашение