Как думают японские дизайнеры

В преддверии года Японии в России (а именно этой теме будет посвящен 2018 год) Международная Школа Дизайна в Санкт-Петербург/ IDS-Петербург проводит мероприятия, рассказывающие о японском дизайне, внедряя лучшие методы проектирования мастеров этой страны в занятия студентов. Чем же вдохновляет нас Япония? Почему мы изучаем искусство японской графики (плакаты, книги, анимэ), коллекции японских кутюрье, образцы минималистических интерьеров? Об этом и о старых и новых традициях японской школы дизайна рассказывает Ксения Бандорина, эксперт дизайна и преподаватель IDS-Петербург.

 

Что же мы находим такого особенного в японском дизайне? Чистый минимализм и точную графику линий? Особые национальные черты – лаконизм и многослойность образов? Да, именно эти два направления и лежат в основе современной школы дизайна Японии. Именно с них и начала развиваться индустрия японского дизайна с 1952 года, когда правительство страны директивно призвало промышленных дизайнеров и производства направить все усилия и сделать Японию лидером в мировом дизайне! Взяв за основу идею ускользающей или мимолетной красоты, японские дизайнеры стали осваивать и современные материалы – пластики и другие композиты, создавая по-европейски модные предметы, но с особой национальной чертой. И, конечно же, связь с природой и человеком стала лейтмотивом всех новых творений дизайна Японии середины прошлого века. Древесина и плетеные прутья продолжали использовать как в традиционной, так и в современной мебели, отличающейся авангардными формами. Из природы дизайнеры взяли основные цвета для составления базовой палитры, и принцип уже хорошо известный европейцам «изнутри наружу», который предлагает вам наслаждаться природой и в интерьерах, как в душе дома, которые должны жить настоящей жизнью.

Что из этих традиций применяют современные японские дизайнеры? Один из самых известных мастеров современности – Токуджин Йошиока активно использует современные технологии и материалы вместе с традиционными техниками и образами своей культуры. Его работы отличает прозрачность и легкость, так свойственные всему искусству Японии, в каждую из них он вкладывает особую историю и философию. Даже создавая для итальянского бренда Moroso кресло Pane (хлеб), он изготавливает его словно делая это по японскому кулинарному рецепту – выпекая в печи, но взяв за основу не муку, а полиэфирный эластомер. После серии прозрачной мебели из пластика, Йошиока тесно сотрудничал со знаменитым модельером Исей Мияки, создав для него кинетические витрины и уникальные манекены из наборного бесцветного пластика, будто бы составленные из тонких пластин. Традиционные техники, такие как оригами, стали модным приемом в интерьерном дизайне – как в отдельных предметах, так и в декоративных деталях. Исей Мияки используя этот прием в своих модных коллекциях как особый почерк, взял его за основу при разработке линейки посуды и столовой сервировки финской компании Iittala, подчеркнув ее актуальность модной цветовой палитрой. Оригами вдохновило модельера и на реализацию традиционной идеи в новых светильниках для итальянского бренда Artemide – теперь эти люстры, бра и торшеры можно увидеть в бутиках Исей Мияки и приобрести в компании. Такие предметы дизайна становятся в любом интерьере не только источником света, но знаковым арт-объектом.

Уже знаковыми называют сегодня и работы молодой японской дизайн-группы Nendo, которая создает уникальные по чистоте и функциональности интерьерные предметы. Их фирменный стиль – использование белого цвета и в контраст к нему – черного или темного оттенка серого. Интегрируя японскую тему в европейский дизайн, Nendo делает для лидера роскоши Baccarat хрустальные шахматы, срезая верхушки фигур. Для немецкого бренда Axor дизайн-студия разработала необычный душевой смеситель, в который встроен светильник. Японские дизайнеры из студии Nendo представили свою коллекцию ламп, а заодно напомнили всем об удивительной технике изготовления бумаги «васи», возникшей в Японии. Однако сами светильники выглядят очень актуально и модно в любом европейском интерьере. Минималистический стиль работ Nendo востребован даже шведским модным брендом COS, который славится простотой кроя и чистотой линейных образов. В этой коллаборации они создают инсталляции для выставки интерьеров iSaloni и оформление магазинов этой марки – в фирменном контрастном черно-белом решении.

Соединение моды и предметного дизайна – одна из характерных черт дизайна Японии. Совсем недавно известная модельер марки Comme des Garçons Рей Кавакубо спроектировала и выпустила серию мебели, вдохновленную японским декоративным искусством. А Louis Vuitton несколько лет назад пригласил известного художника Takashi Murakami для создания именной коллекции сумок, украшенную теперь знаменитыми рисунками в авторском стиле. Знаменитый модный дом Kenzo открыл отдельное направление, в котором представлены предметы для дома, аксессуары – части коллекции имеют характерный для модного Дома орнамент и цветовую гамму. А над созданием мебели Kenzo разрабатывает вместе с французской фирмой Roche bobois. Так графический дизайн, живопись и мода, соединяются с предметным дизайном, а исконные японские традиции реализуются с помощью новых технологий.

С этой далекой страной нас связывает так много – мы осваиваем не только творческие приемы, учимся не только особому почерку, но и осмысленному, философскому подходу к проектированию культурной среды.

 

Создайте свой собственный дизайнерский почерк и вы! В IDS-Петербург продолжается прием в группы обучения с февраля!

 

Действует акция раннего бронирования. Спешите записаться: +7 (812) 326 07 01







Опубликовано 22 ноября 2017, рубрики: Из мира дизайна. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставить комментарий

наверх страницы