«Антиквариат в современном интерьере».

ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ
отделения «Декорирование интерьера»

Можно назвать множество причин, по которым приобретаются антикварные вещи: от грамотного вложения денег до иррациональной тяги к имеющим историю предметам, можно привести множество способов применения антиквариата: от бережного хранения за стеклом до безжалостной переделки под новые нужды. Главное, что следует помнить — любой созданный много лет назад предмет существует в интерьере сегодняшнем, влияя как на окружающее пространство, так и на человека. Татьяна Петрова – искусствовед, преподаватель Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург) – делится своими размышлениями на тему антиквариата в современном интерьере на страницах журнала «Загородное строительство» №1-2, 2014.

С самого начала определимся — люди делятся на тех, кто любит антиквариат, и тех, кто относится к нему настороженно. Уважая мнение вторых, мы все-таки причисляем себя к первым. Мы — это восторженные романтики и прагматичные дельцы, сильные мира сего и скромные домохозяйки, словом самые разные люди, которых роднит одно — любовь к предметам с ПРОШЛЫМ.

Предметы антиквариата

Анализируя роль «старины» в современном интерьере, отметим два типа антиквариата. К первому относятся ценные произведения искусства, приобретаемые на аукционах с мировым именем или в солидных специализированных магазинах. Стоят эти предметы дорого, требуют внимательной экспертизы на предмет подделок, и занимают почетные места в домашних коллекциях. Другой тип, скорее всего, нужно искать на блошиных рынках или чердаках, особой ценности эти сокровища не представляют, зато спокойно позволяют проделывать с собой разные, любимые декораторами, манипуляции, – перекрашивание или украшение декупажем и т.д. Но и дорогие, и дешевые, эти предметы ценны прежде всего тем, что хранят ИСТОРИЮ, а значит, помогают дизайнеру придать интерьеру большую значимость. Рассмотрим несколько вариантов использования антиквариата в современном интерьере со всеми их плюсами и минусами.

Начать знакомство с жизнью антиквариата в интерьере лучше всего с жилища коллекционера. Архитектура здесь чаще всего лишь театральная декорация, в которой главные действующие лица – предметы страсти коллекционера. Великолепным примером подобных апартаментов была парижская квартира Рудольфа Нуриева, ныне, к сожалению, не сохранившаяся. Каждый уголок квартиры представлял собой сокровищницу, где гордо царили настоящие шедевры: мебель, картины, изящные вещицы, с кажущейся небрежностью расставленные на столах и столиках. Этому многоголосому хору вторили отделочные материалы: роскошные ткани, расписанные вручную обои из тисненной кожи, полудрагоценные камни облицовки камина. Конечно, огромная радость для любого декоратора создавать подобные «кабинеты коллекционеров». Основная задача заключается в том, чтобы как можно эффектнее продемонстрировать собранные редкости. Однако существуют и трудности. Главная – обеспечить условия правильного хранения предметов антиквариата, то есть защитить старинные изделия от излишней влажности или сухости, прямых солнечных лучей и пыли. И другая – не потерять среди всего этого великолепия самого хозяина. Далеко не каждому по силам постоянно жить во дворце или музее.

Фамильное гнездо

Еще одна причина, по которой прибегают к помощи антиквариата, это желание превратить обычный интерьер в родовое фамильное гнездо. Старинные предметы проиллюстрируют летопись поколений семьи даже там, где она безвозвратно утрачена. Умелое использование этих свидетелей былого создает впечатление, что в доме проживало несколько поколений. Здесь смело можно сочетать предметы, разные по стилю и ценности, главное в них – отпечатки времени. Те трещинки, сколы и потертости, которые так старательно имитируются различными техниками «состаривания», в подлинных антикварных вещах создаются естественным путем. Разглядывать эти следы прошлого все равно, что слушать старинные предания, рассказанные тихим шепотом. Однако следует помнить, что не все «отпечатки истории» безобидны. Жучки- древоточцы, плесень и тому подобное наследство могут доставить массу неприятностей и потребовать дорогостоящей реставрации.

Яркие акценты

Классический или современный, любой интерьер нуждается в ярких и выразительных акцентах, завершающих образ. Специалисты в области дизайна знают, как непросто подобрать деталь, которая будет притягивать взгляд и «держать» пространство. Предметы антиквариата подходят для этой цели как нельзя лучше. Старое зеркало в золоченой раме на стене холла или резной буфет рядом с функциональной кухней заставят петь самый скромный интерьер, а милые безделицы – тарелки, вазы, расшитые бисером подушки, крохотные столики или полочки – превратят обычную гостиную или спальню в уютное семейное гнездышко. Здесь важно правильно выбрать размер антикварного «акцента», чтобы не дать ему затеряться или выглядеть немасштабно громоздким. И, дабы заставить сердце зрителя забиться учащенно при виде красоты, необходимо правильно подобрать фон, который должен быть максимально нейтральным.

Хороши старинные вещи и тогда, когда хочется придать особую атмосферу, к примеру, праздничной сервировке стола. Совсем необязательно есть из антикварной посуды, но пара серебряных подсвечников, элегантная фарфоровая ваза или салфетки с благородно пожелтевшими от времени кружевами явно добавят шарма любому званному обеду.

Подлинник или “реплика”?

Остается открытым вопрос, обязательно ли использовать для вышеперичисленных целей подлинный антиквариат, или можно довольствоваться современными репликами. Действительно, есть немало достойных производителей, занимающихся созданием точных копий предметов минувших эпох. Мебели и посуда, ткани и обои воссоздаются по старинным моделям и дают дизайнерам прекрасную возможность для декорирования в исторических стилях. Правда по цене такие изделия не уступают подлинникам, а иногда и превышают их стоимость. Да и любой ценитель антиквариата обязательно заметит, что новодельные вещи лишены очарования и даже при неплохом уровне производства не дотягивают до старых мастеров. Соединить желание любоваться подлинной красотой и необходимость в удобстве и комфорте поможет сочетание старого и нового. Новые предметы могут составить костяк обстановки и позволят не думать о трудностях эксплуатации, предметы, которые с гордостью демонстрируют свой возраст, добавят утонченности в наш современный мир. Подобное смешение, безусловно, очень ответственная работа, для которой потребуется профессиональный опыт и художественный вкус декоратора.

И последнее, что хочется сказать от лица тех, кто любит предметы в «возрасте элегантности» – с годами антиквариат действительно становится ценнее и дороже, а значит приобретая его для обстановки собственного дома, мы создаем неплохое наследство для наших потомков. Интерес к антиквариату не зависит от финансовых кризисов и катаклизмов, чему свидетельство – история с коллекцией Ив Сен-Лорана. Обстановка его парижской квартиры была продана на аукционе Кристи в 2009 году в общей сложности, за рекордные 700 млн. долларов, что позволило наследнику и близкому другу великого кутюрье Пьеру Бержеру заявить: “Несмотря на сложные экономические условия, величайшие художественные произведения всегда останутся в цене “. Но оставим в стороне меркантильные интересы. Отнесемся к предмету антиквариата как к сокровищу, которое радует наш дом. Которое заставит вас улыбаться своим воспоминаниям и добавит волшебства в обыденность наших дней.

Оригинал материала здесь

«АНТИКВАРИАТ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ» МАСТЕР-КЛАСС c 27 марта

До встречи в Международной Школе Дизайна (Санкт-Петербург)!

Опубликовано 25 марта 2014, рубрики: Из мира дизайна. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставить комментарий

наверх страницы