ИНТЕРВЬЮ художественного руководителя года России – Голландии’ 2013 ШЕНГА СХЕЙЕНА

В преддверии международного практикума Школы “Амстердам-Гаага-Роттердам-Утрехт” представляем вашему вниманию интервью художественного руководителя года России-Голландии’ 2013 нидерландского историка, доктора Шенга СХЕЙЕНА.

Господин Схейен, что можно отнести к прорывам в программе грядущего перекрестного года?

Во-первых, хотелось бы упомянуть о таком статусном проекте, как выступление нашего королевского оркестра Консертгебау в ноябре в Москве и Санкт-Петербурге. Это один из всемирно известных оркестров, не выступавший в России уже 25 лет. В 2008 году британский музыкальный журнал Gramophone организовал опрос критиков, которые назвали Консертгебау лучшим оркестром в мире. Во-вторых, обращаю внимание на открытие выставки, посвященной Петру I, находящемся в огромном здании XVII века под названием Амстелхоф на берегу реки Амстель в центре Амстердама. Это самый большой филиал Эрмитажа в мире.

Огромный филиал российского Эрмитажа в самом сердце Амстердама, в прекрасном историческом здании, невольно задаешься вопросом: как же это случилось?

На первом этапе в тесном сотрудничестве с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским в 2004 году у Эрмитажа появился небольшой филиал в здании Неерландия (флигель Амстелхофа), где проходили маленькие, но очень успешные проекты. А на втором этапе, в 2009 году, президент России Дмитрий Медведев и королева Нидерландов Беатрикс торжественно открыли основной филиал Эрмитажа в здании Амстелхофа. До 2007 года там находился дом престарелых. Мэрия продала его за символический 1 евро независимому Фонду Эрмитажа на Амстеле, который на всенародно собранные и спонсорские деньги провел полную реставрацию и капитальные работы по переоборудованию Амстелхофа под нужды музея. Выставочный центр без постоянной коллекции находится в эксклюзивном контакте с Эрмитажем в Санкт-Петербурге.

Что же привозит в Амстердам российский Эрмитаж, где собрана в том числе и огромная коллекция европейской живописи?

До 16 марта текущего года в «Эрмитаже Амстердам» можно посмотреть выставку «Рубенс, Ван Дейк и Йорданс». Это фламандская живопись XVII века. Однако, как сразу решили организаторы, привозить в Амстердам нужно не голландскую живопись, которой достаточно в Рейксмузеуме , а французское, итальянское, немецкое искусство, так как его в коллекциях нидерландских музеев мало. Ну и, конечно, в первую очередь все, что связано с Россией. Например, недавно завершилась выставка «Сияние и слава».

Русское православное искусство». А в 2013 году, как я уже сказал, приедет коллекция, посвященная Петру I. Этот выбор продиктован историческими связями между Голландией и Россией, поездкой Петра в Голландию. Думаю, на выставке будет много морской тематики, ведь развитие российского флота шло под влиянием голландских инженеров. Общая история для перекрестного года особенно важна.

Проявляет ли интерес нидерландская публика к таким выставкам?

Речь идет об огромном интересе к каждому из проектов и их большом успехе. Первая выставка – «Русский императорский двор. XIX – начало XX века» – была посвящена династии Романовых. Это самая большая зарубежная выставка за всю историю Эрмитажа, более 2 тысяч экспонатов. Она привлекла 750 тысяч людей за первые полгода и более миллиона за год, что немедленно вывело музей на одно из ведущих мест по посещаемости в Нидерландах. Большинство туристов приезжают к нам посмотреть на Ван Гога и Рембрандта. На этот раз они приехали посмотреть на русских царей, что явилось неожиданностью для организаторов. С другой стороны, в Рейксмузеуме и Музее Ван Гога большинство посетителей – туристы, тогда как в «Эрмитаже Амстердам» основная публика – голландцы.

Интереснее, я думаю, то, что деньги на реставрацию Амстелхофа собирали всенародно

Государственных денег на это потрачено не было, проект поднимали полностью на частные средства. «Эрмитаж Амстердам» создан голландским обществом, не только большими компаниями, но и частными лицами, которые вносили в фонд по 50, по 100 евро┘ Это было бы невозможно без огромного интереса в Голландии к русскому искусству, культуре, истории. Так, в другом известном музее Нидерландов, расположенном в городе Гронинген, прошли пять очень крупных выставок о России. В 2001–2002 годах была выставка картин и рисунков Ильи Репина «Русский секрет», привлекшая 250 тысяч человек. Для провинциального музея в городе, где проживают менее 200 тысяч человек, это абсолютно неожиданный успех, самый большой за всю историю его существования.

В чем значение подобных проектов, которые призван умножить перекрестный 2013 год?

Они имеют огромное значение, причем не только для культурных, но и для экономических и политических связей. Кроме того, это положительное влияние на имидж России. В Нидерландах читают много книг русских писателей и книг по истории России. Я чувствую симпатию и интерес к России у молодого поколения. Интересный факт: известный нидерландский журналист Йелле Брандт Корстиус сделал несколько документальных фильмов о России, каждый из которых собирал у экранов телевизоров более миллиона зрителей. А население Нидерландов – около 16 миллионов человек. Фильмы рассказывали не только о Москве и Санкт-Петербурге, но и о провинциальной жизни. Корреспондент показал и добро, и зло и представил Россию как страну огромных контрастов. В России абсолютно другое понимание власти, государства, гражданского общества, что вызывает огромный интерес. Тем более что Голландия сейчас в некоем творческом кризисе и поэтому пристально вглядывается в то, что происходит за рубежом, в поиске новых идей.

Увидеть другие дизайнерские места Голландии под руководством искусствоведа Главного штаба Эрмитажа Софии Владимировны Кудрявцевой приглашаем с 13 по 19 мая 2013 года в рамках международного практикума!

Оставить заявку

Оригинал материала здесь

До встречи в Голландии!

Опубликовано 16 апреля 2013, рубрики: Из мира дизайна. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставить комментарий

наверх страницы