Барселона: дизайн + положительные эмоции

Традиционно в конце июля Международная Школа Дизайна (Санкт-Петербург) проводит стажировки в самых значимых городах мира с точки зрения современного дизайна. В прошлом году студенты познакомились с ультрасовременными дизайнерскими решениями в Париже. В этом году они отправились в Барселону с намерением постичь на практике основы дизайна с положительными эмоциями. Помимо уже привычно интенсивной и насыщенной программы, стажировка на этот раз отличалась креативным и позитивным содержанием. О главных задачах и результатах стажировки – в подробном комментарии куратора Валерия Анатольевича Нефедова.

Общий замысел стажировки в Барселоне с намерением постичь основы дизайна с положительными эмоциями, безусловно, удалось реализовать. Атмосфера этого города, пропитанная креативом, свободой мышления, немалой порцией эксцентричности, оригинальности и неуспокоенности мгновенно улавливается реальным профессионалом, предлагая каждому шанс зарядиться новыми идеями, которые в Барселоне «висят» в воздухе.

Этот город уникален редчайшим сочетанием объектов, возраст которых насчитывает тысячелетия, с теми, которые сделаны вчера и позавчера, но без малейших комплексов перед наследием. Художественный синтез старого и нового отличает среду старого города, а береговые территории, радикально преобразившиеся после Олимпиады 1992 года, потрясают гуманностью и авангардностью своего средового дизайна. На каждом метре земли здесь можно увидеть проявления новых технологий – в геопластике поверхности, в решении линий света: волнистые и пересекающиеся, прерывистые и экспрессивные – все они составляют визуальные коды пространства. Вся мощь дизайна здесь была использована для того, чтобы человек, однажды оказавшийся здесь, хотел бы снова и снова сюда возвращаться, да еще приглашая своих друзей и знакомых. Среда для развития и общения с качествами устойчивости и комфортности – вот главная особенность использования дизайна в Барселоне.

Достижение главных целей стажировки предполагало, в частности, изучение объектов дизайна на береговых территориях (Центр Маремагнум, Морская Рамбла, Барселонета, Порт Велл и Порт Олимпик), так как дизайн коммуникационных пространств, разнообразие инсталляций и арт-объектов на этих территориях отличаются экспрессией и ранообразием. Береговые территории Барселоны наполнены жизнью, так как здесь среда для общения сделана профессионально дизайнерами и архитекторами.

В первый день стажировки, даже после бессонной ночи из-за перелета, удалось почувствовать максимальное радушие и открытость городской среды, теплоту и красочность каждого объекта. Конечно, и у Парка Хуана Миро с необычной по нашим меркам современной скульптурой «Женщина с птицей», и у бывшей арены с боями быков «Лас Аренас» – везде дизайнеров ждали приятные открытия в области трактовки среды: и в компоновке на поверхности земли затейливых контуров из многолетней растительности, и в размещении и организации детских и спортивных пространств, и в мастерском применении современных технологий в интерьере «Лас Аренас» с фантастическими конструкциями на месте старого здания, но под новой крышей-террасой с панорамными площадками.

Одно из самых сильных впечатлений, безусловно, оставляют поющие фонтаны на Площади Испании. Для дизайнера здесь есть ресурс в плане осмысления роли светового дизайна в создании реально уникальной среды с глубоким эмоциональным воздействием. Были внимательно рассмотрены все темы использования ритма, каскада, водной геометрии и музыкального сопровождения в трактовке движущейся воды как части архитектурно-дизайнерски осмысленного пространства.

При посещении уникальных архитектурных объектов, связанных с именем всемирно известного архитектора Антонио Гауди, конечно, для современно дизайнера важнее всего понять алгоритм взаимосвязи формы и функции пространства, интерпретации каждого элемента пространства с использованием мотивов природы. Поэтому и в Соборе Саграда Фамилия, и в Парке Гуэль было полезно увидеть, как художественный замысел великого мастера каталанского модерна был воплощен в свободных линиях, лишенных излишней парадности и монументальности, но все с теми же обязательными положительными эмоциями для любого находящегося рядом человека.

Городские парки последнего десятилетия в Барселоне способны удивить любого, кто окажется на их территории. Один из дней стажировки был посвящен дизайну парковых пространств. И, конечно, в числе первых стоял Парк Диагональ Мар, потом были парки Дель Пабленоу и Де Ноу Баррис. В каждом фрагменте этих парков можно проследить роль дизайна: и в упругих линиях ажурного металла с парящими емкостями для растительности в Парке Диагональ Мар, и в трактовке водных устройств, и в рисунке малых форм, и в организации детских игровых пространств. Парк дель Центр дель Пабленоу, спроектированный Жаном Нувелем, наглядно демонстрирует, как в дизайне всего, что есть в парке (сидения, мусорные баки, светильники, велостоянки) тема перфорированного металла может быть проведена как единая тема с реагированием на интересы человека.

Для дизайнера, интересующегося возможностями современного дизайна, посещение концерта во Дворце Каталонской Музыки представляет уникальный шанс понять, что пространство, наполненное жгучими ритмами фламенко, «звучит» далеко за пределами самого концертного зала. Уже на подходах к зданию создана уникальная среда, способствующая погружению в музыку с органичным переплетением старых и новых компонентов среды.

Во время прохождения стажировки у слушателей была возможность для самого непринужденного профессионального общения с бывшей аспиранткой куратора программы, профессора СПбГАСУ В.А. Нефёдова Маташовой Мариной. Она проходит обучение в магистратуре в Барселоне и уже приглашена на работу в студию ведущего архитектора Испании Рикардо Бофилла. Несколько часов, проведенных вместе с нею, помогли понять, насколько быстро и радикально меняется в Барселоне отношение к инновационному развитию территорий, как высоко поставлены требования к обеспечению экологичности и социальной эффективности среды. И во всем этом как никогда высока роль дизайна.

После стажировок в Скандинавии и Париже, в ходе которых, безусловно, отмечались высочайшие эстетические уровни объектов дизайна и их обусловленность климатическими условиями, стажировка в Барселоне показала, насколько велика ответственность дизайнера в создании реально живой, открытой, динамичной, креативной атмосферы города. Ведь даже в дизайне забора в Барселоне можно найти проявление высоких технологий и изысканного вкуса.

Каждому, кто принял участие в этой стажировке в Испании, предстоит для себя еще много уяснить и проанализировать. Но главное, что с позиций увиденного есть шанс, начиная со своего ближайшего окружения, своих проектов для любого заказчика, понять, что реальное ощущение свободы от многих комплексов, засевших в массовом сознании, наступает только тогда, когда дух яркой и прогрессивной, динамичной и ежедневно обновляющейся Барселоны живет в сознании однажды ее увидевшего, а для творческого человека еще и становится мерой реальных ценностей в современном дизайне.

Опубликовано 6 августа 2012, рубрики: Зарубежные стажировки. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставить комментарий

наверх страницы