+7 (812) 326-07-01

Санкт-Петербург, Нарвский проспект, 22

Идеи для современного города

Совсем скоро мы узнаем итоги уникальной стажировки студентов Школы в Барселоне. Этот город обязателен для посещения современным дизайнерам, так как, по словам куратора В.А. Нефедова, он пропитан креативом, свободой мышления, немалой порцией эксцентричности, оригинальности и эмоций. В ожидании новостей из Барселоны мы предлагаем знакомство с новой рубрикой «Идеи для города» городской интернет-газеты The Village (www.the-village.ru). В ней авторы подробно рассказывают о полезных, удобных или просто необычных проектах, которые придумывают и воплощают в самых разных городах мира с одной целью — сделать жизнь лучше.

Мини-парки на обочинах, перекрёстках и парковках Сан-Франциско

www.the-village.ru/village/situation/abroad/114911-idei-dlya-goroda-parki-na-stoyankah-v-san-frantsisko

Задача

Идея

Обеспечить город общественными пространствами для отдыха

Построить мини-парки на парковках и неиспользуемых участках дорог

Запуск

Всё началось в 2005 году, когда дизайнерская студия Rebar придумала акцию Park(ing) и превратила одно парковочное место в центре Сан-Франциско в маленький парк со скамейками и цветами. Затем авторы идеи решили запустить целый проект Pavements to Parks. Первый постоянный парк появился два года назад на улице Дивисадеро: он занял всего три парковочных места напротив кафе. На деревянном настиле, который положили вровень с тротуаром, поставили фонари на солнечных батареях, парковку для велосипедов, цветы в кадках и столики. Можно заказать что-нибудь из кафе или сидеть просто так: мини-парк является общественным пространством, и отдохнуть здесь можно бесплатно. Причём уход за местом взяло на себя кафе: благодаря парку число посетителей выросло на 30 %.

Второй парк построили в легендарном районе Кастро. Неиспользуемый треугольник дороги на перекрёстке местные жители залили жёлтым бетоном, поставили столики и стулья, посадили кактусы и привезли оливковые деревья в кадках. На согласование строительства ушло около года; почти всю работу добровольно сделали жители квартала. Инициативу поддержали городские власти — Департамент городского планирования и муниципалитет во главе с бывшим мэром Гэвином Ньюсомом.


«Наша цель — изменить представление
горожан об общественном пространстве:
вместо отрезка на пути из А в Б оно должно стать
полноценным пунктом назначения»

— представитель Департамента планирования Андрес Поуелл

Продвижение


25%
площади
Сан-Франциско
занимают дороги

18% —
территория парков
 

Первыми заинтересовались владельцы кафе и магазинов, которым парки помогли бы привлечь посетителей. Но горожане тоже проявили инициативу — например, парк на 22-й улице был полностью спонсирован местным жителем. Вообще, финансирование каждого парка происходит по-разному: спонсорами выступают и фонды, и городские учреждения, и даже Ассоциация велосипедистов. К дизайну и архитектурному планированию каждый раз привлекают разные студии — чаще всего волонтёрские. Цветочные магазины делают большие скидки на растения, строительные компании жертвуют доски для настилов и бетон для площадок. Для постройки парков выбирают кварталы со слабо загруженными или вовсе не используемыми участками дороги, высокой пешеходной проходимостью, дефицитом общественных пространств и активным или просто дружелюбным комьюнити.

 

Результат

В адрес проекта звучит единственный упрёк — иногда настил с парком сложно отличить от веранды кафе. Знаки «Общественное пространство» не всегда заметны, и прохожие не решаются сесть за столик и ничего не заказывать. Чтобы это исправить, журналисты советуют делать дизайн парков максимально непохожими на соседние кафе.

72%
жителей районов
Мишн, Тендерлойн и
Норс Бич гуляли бы
намного чаще, если
бы вокруг были
места для чтения
и отдыха

 

Самой крупной постройкой в рамках Pavements to Parks стала прогулочная территория на улице Пауэлл в районе Юнион-сквер. Парковочные места по обеим сторонам дороги превратили в пространство с дизайнерскими скамейками и столиками, за которыми можно выпить кофе, и с бесплатным Wi-Fi, работающим на солнечных батареях. Спонсором парка, как ни странно, стала компания Audi, которая выделила 890 тысяч долларов.

Всего же за два года в Сан-Франциско появилось 23 мини-парка. Веранды, где можно съесть сэндвич из кафе напротив или просто посидеть, сады с лавочками, парковки для велосипедов, цветочные клумбы и детские площадки — каждый новый проект не похож на предыдущий, но неизменно завоёвывает любовь местных жителей.

Торговый центр из грузовых контейнеров в Лондоне

www.the-village.ru/village/situation/abroad/115271-idei-dlya-goroda-magaziny-v-gruzovyh-konteynerah-v-londone

Задача

Идея

Создать доступное пространство для концепт-брендов

Построить pop-up торговый центр из грузовых контейнеров

Запуск

Англичанин Роджер Вейд за 20 лет работы в фэшн-индустрии основал бренд Boxfresh и заработал репутацию гуру в области уличной моды. Два года назад он решил создать место, где открыть магазин могли бы как признанные, так и малоизвестные марки. Место должно было быть недорогим и подходящим по характеру.


контейнер
насчитывает
Boxpark

Построить такое пространство Роджер решил из грузовых контейнеров. Преимущества материала были очевидны: контейнеры легко складывать как конструктор, они не пропускают воду и не портятся, а производство не требует специальных заказов. Всё это позволяло построить торговый центр с низким бюджетом, высокой мобильностью и сильной концепцией. Вейд привлёк девелоперов из Hammerson и Ballymore, нанял дизайнерское бюро Waugh Thistleton Architects, и в октябре прошлого года в районе Шордич открылся первый торговый центр Boxpark.


«Маленькие бренды не всегда могут позволить
себе длительную аренду: зачастую они не в состоянии
прорваться сквозь финансовые препоны.
Boxpark — это ретейл с низким риском.
Магазины могут заключить контракт на 5 лет
или на год, чтобы протестировать почву»

— Роджер Вейд, основатель Boxpark

 

Продвижение


46
магазинов
открыто в торговом

 

Из шести десятков контейнеров сложили два этажа и открыли в них почти полсотни магазинов, галерей и кафе. Среди модных марок есть гиганты вроде Nike, Puma, Phaidon и DC Shoes, а есть новички, которые открыли здесь свой первый магазин. Кроме одежды, в Boxpark продают еду и кофе — здесь работает лавка с салатами Chop’d, тайский ресторан Namo, бар с соками Crussh и кофейня Foxcrot and Ginger, куда приходят за безупречным flat white.

Место торгового центра выбрали неслучайно. Во-первых, в квартале Шордич не хватает аутлетов с альтернативными брендами, и Boxpark стал первым. Во-вторых, неподалёку находится Брик-лейн и работает знаменитый блошиный рынок Спиталфилдс, что также обеспечивает постоянный приток покупателей.

Результат

Boxpark объявлен торговым центром в формате pop-up — это значит, что после Шордича он переедет на новое место. Какое именно, пока не известно, но перевезти конструкцию в любую точку города можно всего за пару дней. А недавно Роджер Вейд заявил о планах построить ещё один торговый центр из контейнеров. В новом пространстве планируют оборудовать больше мест для отдыха — может быть, фестивальную сцену или скейт-рампу. Всё должно быть готово уже к этому декабрю.

Уличные ночные туалеты-лифты в Лондоне

www.the-village.ru/village/situation/abroad/114491-idei-dlya-goroda-nochnye-tualety-v-velikobritanii

Задача

Идея

Обеспечить горожан общественными туалетами на время бар-хоппинга

Построить туалеты-лифты, которые появляются только ночью

Запуск

Любители ночной жизни, которые справляют малую нужду прямо на улице, — давняя головная боль британских властей. Полицейским приходится выписывать штрафы, размер которых колеблется от 60 до 220 фунтов, а владельцам магазинов и кафе — каждое утро мыть ступеньки своих заведений. Подустав бороться с нарушителями, муниципалитет города Рединг совместно с Британской туалетной ассоциацией решил позаимствовать датскую идею городских туалетов Urilift. Она принадлежит туалетному мастеру Марко Шиммелю.


минуты занимает
подъём из-под земли

Днём конструкция высотой в два метра спрятана под землёй и не выдаёт себя ничем, кроме люка на тротуаре. Вечером в установленный час квартальный полицейский нажимает на пульт дистанционного управления, и туалет с помощью гидравлического мотора поднимается из-под земли. Конструкция сделана из нержавеющей стали и устроена максимально просто: кроме писсуара, в ней нет ничего, даже дверцы. Смыв и очистка происходят автоматически: туалеты подключены к канализации. Одновременно одной кабинкой могут пользоваться три человека, правда, только мужчины. На это есть две причины: во-первых, внутри нельзя уединиться, а во-вторых, метят стены чаще всего именно мужчины. Кабинки доступны всю ночь, и в 6 часов утра снова опускаются под землю.


«Прелесть туалета Urilift в том,
что даже при большом желании хулиганы не смогут
его повредить: он устроен настолько просто,
что в нём совершенно нечего ломать»

— представитель компании Лиза Периш

Продвижение


стоит установка
одного туалета Urilift

 

Первый туалет появился в Рединге десять лет назад. Вслед за ним бесплатные кабинки установили в лондонском Вестминстере, затем в Дареме, Белфасте и пяти других городах. Urilift поставили в барных кварталах — горячих точках нелегального мочеиспускания. Расчёт сделан на то, что британцам особенно нравится ходить в туалет на улице: санузлы есть в каждом баре, но желающих ими воспользоваться немного. Власти надеются, что горожане предпочтут кабинку посреди улицы памятнику или углу дома. Время запуска Urilift зависит от расписания ночной жизни города: в Лондоне туалеты вырастают из-под земли в семь вечера, в городах поменьше — на два-три часа позже.

 

Результат

У кабинок Urilift есть два главных минуса: высокая цена, которая мешает городским властям устанавливать их на каждом шагу, и неумышленная дискриминация женщин. Впрочем, проект женского туалета Urilady тоже существует. Кроме того, случались жалобы на отсутствие приватности и проблемы с гигиеной, так как в кабинках нет ни дверей, ни раковин. Но достоинств у Urilift всё же больше. В отличие от биотуалетов, они не портят внешний вид города, не мешают движению пешеходов и самое важное — нормально пахнут: воздух в них регулярно ароматизируется. Немалую роль играет и бесплатное использование. Муниципальные власти отмечают, что кварталы стали заметно чище и жизнь местных жителей и владельцев кафе налаживается.

 

Пешеходные флажки в американском Киркланде

www.the-village.ru/village/situation/abroad/113477-idei-dlya-goroda-flazhki-dlya-peshehodov

Задача

Снизить количество аварий с участием пешеходов без установки дополнительных светофоров

Идея

Сделать пешеходов максимально заметными для водителей

Запуск

В сонном городке Киркланд, штат Вашингтон, живут примерно 50 тысяч человек, движение на дорогах не слишком интенсивное, да и статистика аварий с участием пешеходов оставалась в пределах обычного. Однако в середине 90-х годов муниципальные власти во главе с тогдашним мэром Дейвом Расселом решили изменить ситуацию на самых опасных перекрёстках в городе. Правда, вместо обычной в таких случаях установки новых светофоров они запустили программу Ped Flag — «пешеходный флажок». Cуть её в том, что при пересечении зебры человек должен взять специальный флажок из установленной на тротуаре корзинки, перейти с ним дорогу и положить в корзинку на противоположной стороне. Расчёт прост: пешеход с ярким флажком более заметен для водителя, следовательно риск аварии снижается.


«Признайте, мы все делали это.
Вы видите пешехода у дороги
и думаете про себя: „Он просто стоит
и не собирается переходить на другую сторону“
— и преспокойно едете, не снижая скорости.
Но если у пешехода в руке флажок, это оправдание уже не сработает. Вы точно знаете — он будет переходить»

— цитата из рекламной кампании


Цена одного
флажка — 5
долларов,
корзинка стоит
25 долларов, а
обслуживание
всех точек —
18 300 долларов
в год.

Программу Ped Flag запустили в 1995 году — побуждением к принятию мер послужили два громких происшествия на городских улицах со смертельным исходом. Сегодня в Киркланде 73 перехода с флажками, по 18 штук на каждом. Причём используются они не только на небольших дорогах, но и на автострадах. «Людям нравятся флажки, а мы находим их очень эффективными, — рассказывает Дэйв Годфри, транспортный менеджер Киркланда и один из тех, кто стоял у истоков кампании. — Конечно, не все это понимают, но я вижу, что очень многие флажками пользуются, и, главное, они действительно привлекают внимание».

 

ПРОДВИЖЕНИЕ

На местных телеканалах запустили проморолики, с лёгким юмором объясняющие, зачем это нужно и как работает. Плюс рекламные перетяжки на дорогах и граффити на тротуарах. В школах регулярно проходят уроки «пешеходной грамотности», а раз в несколько месяцев дети устраивают флешмобы: выходят на улицу и машут флажками проезжающим машинам. Чтобы вовлечь взрослых, муниципалитет объявил программу Adopt a Crosswalk, партнёрами которой стали кафе и магазины, расположенные рядом с девятью самыми опасными перекрёстками в городе. В обязанности заведений входит вешать в витринах плакаты, раздавать листовки и вручать купоны на скидку тем, кто берёт флажки. Взамен заведения могут разместить своё лого на корзинке.


За количеством
флажков и
самими
корзинками
постоянно
следит отряд
волонтёров

Важную роль в продвижении Ped Flag сыграл тот факт, что учитывали мнение горожан. Если первые годы флажки на перекрёстках были ярко-красными, то после опросов жителей их заменили на жёлтые с пиктограммой. Изменилась со временем и рекламная стратегия. Изначально на корзинках было предупреждение о количестве пострадавших и погибших на дорогах Киркланда. Но пять лет назад был придуман короткий и позитивный слоган «Take it to make it». «Он не пугает, а лишь намекает на то, что без флажка вы рискуете не пересечь дорогу благополучно», — объясняет маркетолог Нэнси Ли, проводившая ребрендинг.

 

Результат

За всё время программы под колёса не попал ни один пешеход с флажком, а пользуются ими почти 40 % всех, кто переходит дорогу. Киркланд занимает одно из последних мест по количеству аварий среди всех американских городов. Эксперимент оказался настолько эффективным, что теперь флажки встречаются на переходах Сиэтла, Солт-Лейк-Сити, Чикаго, некоторых приморских зон Калифорнии, а с недавнего времени — даже на Гавайях. Были, впрочем, и неудачные эксперименты: в городе Беркли, например, все флажки в одночасье исчезли из корзинок и никогда не вернулись.

Уличная мебель из дренажных труб в Гамбурге

www.the-village.ru/village/situation/abroad/113919-idei-dlya-goroda-ulichnaya-mebel-v-gamburge

Задача

Вернуть горожанам возможность пользоваться общественными местами

Идея

Сделать уличную мебель из дренажных труб

Запуск


Сейчас в городе
больше десятка скамеек,
диванов и лежанок DN_100

Прошлым летом 27-летний немецкий художник Оливер Шоу вместе с тремя друзьями установил во дворе университетского кампуса странный арт-объект — скамейку, сделанную из перевязанных дренажных труб. Затем скамейки и даже диваны стали появляться по всему Гамбургу: на автобусной остановке, на рынке и набережной. Проект получил название «Уличная мебель DN_100».

Впрочем, Шоу хотел не только показать, какой может быть современная мебель для улиц, хотя и изучал архитектуру и промышленный дизайн. В первую очередь он хотел напомнить горожанам об их законных правах на общественные пространства: по мнению художника, скамеек в Гамбурге не хватает, поэтому зачастую, чтобы посидеть на улице, людям приходится занимать столик в кафе и что-нибудь заказывать. Благодаря лежанкам и креслам почитать почту, покурить и просто передохнуть можно бесплатно и где угодно.


«Изменить представление
о традиционной уличной мебели
не так-то просто, так же непросто,
как стереть грань между общественным и личным»

— Оливер Шоу

Продвижение

Конструкция мебели предельно проста: трубки перевязываются между двумя опорами. Это позволяет оборудовать сиденья в самых неожиданных местах и превратить, например, опоры железнодорожного моста в диван, велосипедные парковки — в кресла, а прогалины между двумя столбами — в скамейки. Сделаны трубки из пластика, поэтому не мокнут под дождём и не портятся в холод, к тому же они растягиваются и очень дёшево стоят. Ярко-жёлтый цвет выбрали потому, что уличная мебель должна не растворяться в монотонном пейзаже, а рекламировать сама себя, привлекать внимание людей, чтобы они, пусть даже проходя мимо, задумались об удобстве общественных пространств.

Результат

Проект Оливера Шоу заметили и взяли на конкурс дизайна, который проводит фонд HFBK Leinemann. Мебель вместе с экспонатами других участников выставили в местном музее искусства, а в минувшем декабре Шоу получил главный приз — 1 700 евро. В муниципалитете Гамбурга идею до сих пор не одобрили и не включили в официальную программу по благоустройству города. Зато проект вдохновил тысячи людей не только в Германии, но и по всему миру: в интернете теперь можно найти ссылки вроде «идея уличной мебели для Кишинёва».

Заказ обратного звонка

Ваши данные
Имя
Контактный телефон
Соглашение


Контактные данные
Фамилия
Имя
Отчество
Город
Контактный телефон
Ваш e-mail
Соглашение