Стажировка в Париже: Maison&Object. Интерьер&Декор

Завершился международный практикум в Париже на выставке Maison&Object, крупнейшем в Европе профессиональном салоне в области дизайна и оформления помещений. Участниками стажировки стали не только студенты и выпускники Школы, но и профессиональные дизайнеры и декораторы из разных городов России. Четко выстроенная интенсивная программа поездки дала возможность узнать дизайнерский Париж с различных точек зрения – от профессиональной выставки до блошиного рынка, от музея дизайна – до дизайнерского ресторана!

Поездка в Париж, один из самых современных дизайнерских городов мира, позволила участникам стажировки на практике увидеть и понять, как функционирует международная дизайн-индустрия и взаимодействуют различные ее представители. А также лично посетить и оценить признанные шедевры архитектуры, искусства и дизайна, ведь Париж с бесподобным очарованием обогнал все европейские столицы в умении внедрять современный, функциональный и стильный дизайн во все сферы жизни.

Под руководством куратора практикума Елены Павликовой, практикующего дизайнера, специалиста по декору и текстилю, всего за несколько дней насыщенной событиями программы удалось на примере интереснейших мест Парижа продемонстрировать разнообразные возможности для работы дизайнера, которые предлагает современная индустрия, а также богатое историческое наследие.

Современная архитектура и организация многофункционального городского пространства – в деловом квартале La Defence. Современное искусство во всем его (порою противоречивом и спорном) разнообразии и органичное внедрение современных технологий в историческом центре города – в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. История стилей и абсолютно все наиболее значимые предметы мебели, декора и дизайна в хронологическом порядке его развития – в уникальном Музее прикладных искусств. Головокружительное и своеобразное смешение времен, ценностей, значений и ориентиров, дающее возможность свободнее и шире взглянуть на задачи и возможности декоратора – на самом крупном блошином рынке Европы Saint-Ouen. Модный, стильный и признанный самой взыскательной парижской публикой ресторан Филиппа Старка Kong – как пример реализованного общественного интерьера, выполненного на высочайшем международном уровне. И, наконец, масштабная, яркая, живая и вдохновляющая выставка последних тенденций и предложений в области декорирования интерьера Maison&Object.

La Defense – «парижский Манхэттен»

Знакомство с Парижем началось для участников стажировки с совершенном нетипичного для города места – современного делового квартала на окраине, который с первого взгляда вызывает прямые ассоциации с Нью-Йорком. На самом деле La Defense, самый большой деловой центр Европы, такое же знаковое место в Париже, как Лувр или Эйфелева башня. Здесь удивительным образом сочетаются функциональность высотных офисных зданий и изысканные архитектурные решения, продуманность дизайна среды и яркие дизайнерские акценты; современные материалы, уникальные формы, яркие цвета и абсолютно парижские уличные скамьи, карусель и свободное пространство.
Даже самая знаменитая постройка квартала – Большая Арка Дефанса датского архитектора Йохана Отто фон Шпрехельсене – одновременно поражает своим грандиозным размером, мощностью конструкций, количеством затраченного на постройку дорогостоящего каррарского мрамора и элегантностью, которое придает арке белое сетчатое облако в центре, парящее на стальных тросах.
Бизнес-район помимо огромного количества небоскребов славится разнообразными скульптурами и арт-объектами, расположенными в интересных и неожиданных местах. Всего их около 60, поэтому прогулка по Дефансу скорее напоминает увлекательное путешествие по галерее современного искусства. Наиболее известны, конечно, «Красный паук» американца А. Caldera и «Два персонажа» испанца Хуана Миро.
Прогулка вдоль эспланады позволила не только внимательно рассмотреть удивительную геометрию архитектурных построек Дефанса, оценить масштаб самого большого торгового центра в Европе «Printemps», но и насладиться выразительным световым представлением танцующего фонтана Агама – одного из самых изысканных в Париже.
Завершился прогулка по современному деловому центру города в противоположной от Большой Арки Дефанса части, откуда открывается прекрасный вид на Триумфальный путь – парижскую стрелу времени – соединяющий Арку Карузель у Лувра с Триумфальной аркой на площади Звезды и Большой Аркой Дефанса.

«Супермаркет современной культуры»

Далее в нашей программе – Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, который сами парижане кратко и трогательно называют Бобур по названию квартала, в котором он находится. Если вам хочется почувствовать дыхание Парижа, ощутить ту непередаваемую атмосферу свободы, творчества, шарма, стиля и изысканного чувства прекрасного – это место для вас. В это место влюбляешься сразу и навсегда, как в сам город, а потом уже трудно объяснить, что именно делает его столь незабываемым. Возможно, головокружительный вид на Париж с площадки верхнего этажа, который намного интереснее и живее, чем обязательный туристический вид с Эйфелевой башни. А может быть открытые террасы с фонтанами и скульптурами по периметру здания. Или невероятная, смелая, часто шокирующая, удивляющая, но не оставляющая равнодушным коллекция современного искусства, насчитывающая более 60 000 экспонатов. Или сама возможность познакомиться с шедеврами Анри Матисса, Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Альберто Джакометти, Сальвадора Дали, Рене Магритта, Марка Шагала, Василия Кандинского, Этторе Соттсасса, Йоши Ямамото и многих других талантливых художников XX и XXI веков.
Конечно, никого не оставляет равнодушным и само здание, выполненное по проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Их гениальная идея с выносом всех технических конструкций наружу стала визитной карточкой Центра Помпиду. Экстравагантным поначалу выглядело цветовое деление конструкций: арматурные соединения были выкрашены в белый цвет, вентиляционные трубы – в синий, водопроводные – в зеленый, электропроводка – в желтый, лифты и эскалаторы – в красный. Авангардная форма здания скорее напоминала нефтеперерабатывающий завод, чем музей, но именно она наиболее точно отразила основное назначение Центра Помпиду – массовое «производство» и распространение культуры.
Сегодня не только сам Центр Помпиду с его современной библиотекой, медиатекой, специализированным книжным магазином по искусству и дизайну, концертным и выставочным залом является одним из любимых мест для работы и отдыха парижан, но и площадь перед ним, а также многочисленные кафе вокруг, где искусствоведы, художники и дизайнеры ведут неспешные дискуссии о том, что же такое – современное искусство.

Блошиный рынок: все сразу

Второй день стажировки начался с посещения самого знаменитого и самого крупного в Европе блошиного рынка Saint-Ouen на севере Парижа. Причем “Блошиный рынок” – это официальное название целого квартала, где время, кажется, запуталось между прошлым, настоящим и будущим.
Рынок просто огромен, поэтому времени на знакомство с его разнообразными лавочками и деревянными торговыми домиками требуется достаточно много. Мы приехали туда ранним утром – и не ошиблись, получив уникальную возможность понаблюдать за тем, как просыпается рынок антиквариата, как постепенно оживают улочки и нарастает шум от торгующихся за каждый предмет покупателей. Торговаться на рынке практически обязательно. Купить товар за предложенную изначально цену – фактически оскорбить любого уважающего себя старьевщика. Сам процесс торга доставляет приятное наслаждение как покупателю, так и продавцу – он придает покупке тот шарм, которого каждый подсознательно ожидает от блошиного рынка, а время, потраченное на приобретение того или иного предмета, делает его в глазах покупателя более желанным и ценным. Это магия прошлых лет, которой нет места в современных торговых центрах равно как и тем товарам, которые нашли свой приют на блошином рынке.
По сути рынок Saint-Ouen – это небольшое самодостаточное государство с 2000 прилавков, 40 ресторанами и 17 километрами улочек, разделенное на 7 специализированных секторов, где торгуют антиквариатом, мебелью, фарфором, дизайнерскими вещами, букинистической литературой, домашней утварью и всевозможной этникой.
В волшебном, извилистом и, кажется, бесконечном блошином рынке чувствуешь себя Алисой в Зазеркалье – здесь совершенно иная система мер. Огромные кровати, комоды или шкафы ютятся под крышами домишек, напоминающих жилища гномов, тогда как серебряные ложки, ключи от всех замков Франции или садовые гномы могут занимать целые лотки и магазины.
К сказочным ощущениям добавляется еще и то, что границ между секторами как таковых нет: налево пойдешь – мебель в стиле «кантри» найдешь, направо пойдешь – наткнешься на ряды с золоченой мебелью времен Людовика XV. Здесь все вперемешку и действительно абсолютно все: ковры, цветочные горшки, садовые скамейки, фотографии, зеркала, украшения, саквояжи, светильники, кухонные безделушки, всевозможные статуэтки, пластинки, ноты, чугунные утюги, посуда, веера, кружева и платья, броши и шали, подсвечники, детские коляски и даже автомобили.
В неделю рынок посещают до 100 000 человек: он пользуется популярностью как у туристов, так и у самих парижан. Говорят, что здесь легко можно встретить Катрин Денев, Изабель Аджани или Иссей Мияке. Поскольку все наше внимание было приковано в первую очередь к изобилию предметов декора и интерьера, то на посетителей особо внимания мы не обращали. Хотя участницы стажировки Юлия Михайлова и Наталья Фуфачева в одном из переулков столкнулись с Александром Васильевым, который тут же дал им несколько советов и сфотографировался на память в одном из своих любимых мест Парижа – кладовой истинного ценителя редких вещей.

Искусство жизни: французская версия

Затем мы отправились в Музей декоративных искусств, в который входят Музей декоративного искусства, Музей моды и текстиля, Музей рекламы, Библиотека декоративного искусства, Школа Комондо – высшая школа архитектуры и дизайна интерьера. Из здания Музея, расположенного на одной из центральных улиц Парижа – rue Rivoli – открывается великолепный вид на центр города: сад Тюильри, арку Карузель, Эйфелеву башню и многокилометровую пробку, тянущуюся до самого Дефанса на горизонте.

Первый этаж Музея неожиданно встретил нас временной экспозицией, которая напрямую была связана с Россией: в центре зала стоял огромный черный паровоз, сразу отсылающий к Анне Карениной или Владимиру Ленину, на стенах развешаны работы современных российских художников, а по центру скользящей походкой царевны-лебедь плела сети очарования девушка в кокошнике, время от времени декламируя стихи на русском языке.

Во многих путеводителях сказано, что в этот Музей редко заходят простые туристы – он интересен скорее профессионалам. Вероятно, отпугивает само название и сложившиеся представления о декоративно-прикладном искусстве как о чем-то статичном и мало актуальном в современной практике. С целью по крайней мере немного изменить подобное отношение мы публикуем фотографии двух экспонатов музея – очень разных, но в равной степени ярко и эмоционально демонстрирующих высокий стиль, качественный дизайн и отменный вкус.

В коллекции Музея на сегодняшний день находится 150 000 предметов интерьера и декора, в совокупности дающие представление о том, что составляет понятие «искусство жизни по-французски». Обширная экспозиция, разделенная по периодам в хронологическом порядке от Средних веков до наших дней, знакомит посетителей Музея с широкой панорамой французского декоративно-прикладного искусства. Более того, она позволяет на конкретных примерах оценить мастерство ремесленников, новаторство и смелость идей художников и дизайнеров, страсть коллекционеров, благодаря которой многие вещи не оказались не подвластны разрушительной силе времени, а также щедрость меценатов. Коллекция настолько огромна, что, пожалуй, нет такого материала, технологии или предмета мебели, который был бы не представлен на экспозиции.

Maison&Object: искусство жить красиво – классический французский тренд

Финальные два дня стажировки были полностью посвящены работе на выставке Maison&Object, крупнейший профессиональный салон в области дизайна и оформления помещений в Европе, проходящий два раза в год в Париже с 1995 года. Задает тон первому полугодию в индустрии и полностью оправдывает репутацию одной из самых востребованных и авторитетных выставок Европы.

Основные посетители выставки – профессионалы: представители крупных магазинов, арт-галерей, специалисты гостиничного и ресторанного бизнеса, архитекторы, дизайнеры и стилисты. Показать здесь свои работы – примеры дизайна интерьера и украшения для дома – мечтают большинство дизайнеров мира. Попасть на выставку в качестве посетителя – значит в числе первых узнать самые последние мировые новости в сфере дизайна и декора, оказаться в эпицентре дизайн-индустрии и получить уникальную возможность увидеть отборные работы ведущих компаний и дизайнеров. Благодаря заблаговременной регистрации Международной Школы Дизайна на выставке все участники стажировки смогли получить аккредитацию на посещение выставки в течение всех дней работы.

Традиционно выставка делится на 7 подразделов, каждому из которых отведен отдельный павильон:
Maison&Оbjet projets I – Выставка проектов
Maison&Objet outdoor indoor – выставка уличной мебели и интерьеров
Meuble Paris – парижский мебельный салон
Now! Design à Vivre – выставка интерьеров для жизни
Scenes d’interieur – выставка интерьеров
Craft – выставка сопутствующих ремесел
Maison&Objet museus – новая площадка, открывшаяся в сентябре 2008 года для демонстрации экспонатов из коллекций различных музеев мира.

На то, чтобы внимательно изучить содержание каждого павильона, нужно по крайней мере 3-4 часа. Когда приезжаешь на подобную выставку впервые, масштаб и разнообразие сбивают с толку: главное не растеряться и не бродить хаотично от стенда к стенду. Один из главных секретов успешной работы – способность ориентироваться (план и указатели – надежные помощники) и четко выстраивать свой путь осмотра – от павильона к павильону.

Конечно, хочется рассказать в первую очередь о том, что же представлено на выставке, или по крайней мере – что произвело наиболее сильное впечатление. Но сделать это практически невозможно: дело в том, что Maison&Object – выставка настолько разнообразная в плане товаров, стилей, уровня (от доступных вещей до люксовых брендов), что обобщающие категории не могут полностью отразить эту главную черту. На выставку едут, чтобы оценить новинки мебели, света, текстиля, цветочного оформления, домашних аксессуаров, посуды, а уезжают с колоссальным зарядом энергии, легкого французского отношения к жизни, смелости и раскрепощенности в творчестве, обширным количеством визуальной информации о том, как можно и нужно делать окружаться мир стильным, эстетским, модным, комфортным, доступным и интересным – силами дизайнеров и декоратор.
Рассказывать о новинках рынка и трендах еще сложнее, ведь практически каждый представленный объект – некое откровение или качественно отредактированная классика. В любом случае даже каждый павильон (а их, напоминаем, всего 7) – свое небольшое царство с преобладающими теми или иными фактурами, линиями, цветами и формами.
Не будем дальше вас томить – фотографии расскажут лучше любых слов. Конечно, нужно понимать, что это лишь малая часть того, что было представлено на Maison&Object в 2012 году. И тем не менее дающее впечатление о том, насколько вдохновляющей и полезной является подобная профессиональная европейская выставка для любого практикующего дизайнера.

Модный ресторан KONG Филиппа Старка

Ужин в любимом парижанами и дизайнерами со всего мира ресторане KONG у Нового Моста стал великолепным акцентом, завершающим насыщенную французскую стажировку. Ресторан-аквариум расположен на крыше штаб-квартиры Kenzo, с террасы открывается потрясающий вид на Сену и Левый берег Парижа. Авторство запоминающегося интерьера по мотивам японского комикса манга принадлежит легендарному дизайнеру Филиппу Старку, для которого он специально разработал модель стула, получившее одноименное название «Kong». К сожалению, ни одна фотография не сможет передать тот удивительный дух свободы, творчества, легкости и изысканности, который витает в атмосфере ресторана и привлекает гостей со всего мира!

 

Здравствуйте! Наконец я на волне впечатлений присела написать вам письмо в двух словах.
Я в большом восторге от поездки, меня все безумно впечатлило: и выставка, и все в Париже в целом. Все прошло на одном дыхании! За очень короткое время мы “прикоснулись” (почему-то так хочется сказать) к парижской жизни, ее истории как дизайнеры, как творцы и созидатели прекрасного. Мы увидели все разнообразие дизайна, начиная от блошиного рынка до безумно увлекательных дизайнерских трендов на выставке Maison&Object. Спасибо большое Международной Школе Дизайна в Санкт-Петербурге. Отдельное спасибо ее директору Елене Евгеньевне и куратору стажировки Лене Павликовой!

Юлия Железнякова,
Член Ассоциации Дизайнеров России

 

Все было очень хорошо! Все очень понравилось. Много впечатлений и благодаря выставке понимание трендов стало очень четкое, понятное. Порадовало то, что один из домов, которые сейчас в работе у нашей студи, практически полностью соответствует будущим трендам, которые мы увидели на Maison&Object.. Сейчас мы еще немного подкорректируем его на основании полученного опыта, и будет роскошный реализованный МОДНЫЙ интерьер!!!
Еще раз спасибо вам, Мария и Елена Евгеньевна, за организацию поездки и посещение выставки. Отдельное спасибо Елене Павликовой за информационную поддержку.

Наталья Фуфачева,
архитектор-дизайнер
Михайлова Юлия,
руководитель
Decorator, Design Group, Perm
выпускница Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург)

 

Полную подборку фотографий, сделанных во время стажировки на Maison&Object в Париже, можно получить на диске у Pr-директора Марии Бавра в аудитории 322 по предварительному запросу.

Опубликовано 7 февраля 2012, рубрики: Зарубежные стажировки. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставить комментарий

наверх страницы