принять (в) мЭры

Завтра наступит весна. Время перемен. Так сложилось, что каких-то глобальных изменений (хотим мы того или нет) мы ждем от тех, кто управляет нами и страной. Чаще всего, конечно, ожидания не оправдываются. Но бывает и так, что градоначальники становятся народными героями. Что для этого нужно сделать и почему это имеет непосредственное отношение к дизайну?

“The Village”, отличная электронная городская газета XXI века, разместила материал    “Крайние мэры: 10 мэров, кардинально изменивших свой город”, в котором почти нет политики, но очень много о дизайне, особенно – дизайне среды. Мы выбрали наиболее показательные примеры того, как популярность главы города зависит от организации пространства.

 

ЭНРИКЕ ПЕНАЛОСА И АНТАНАС МОККУС

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КРИМИНАЛЬНОЙ БОГОТЕ

  Энрике Пеналоса, 56 лет
До мэрства: политик
Время работы: один срок —
с 1998 по 2001
  Антанас Моккус, 58 лет
До мэрства: философ, математик
Время работы: два срока — 1995–1997
и 2001–2003

До 1995 года колумбийский город Богота считался одним из самых криминальных городов мира. За 1993 год в районах Боготы произошло 4352 убийства. Но это было не единственной проблемой города — машины часами стояли в пробках, во многих районах не было электричества и воды. В 1995 году на пост мэра заступил бывший декан Национального университета Колумбии Антанас Мокус. Главной идеей новоизбранного мэра было сплотить горожан, подружить их с городом и друг с другом. Чтобы решить транспортную ситуацию, он поручил 420 мимам выйти на дороги и смеяться над грубыми водителями. Другой, казалось бы пустяковой, инновацией были таблички, которыми водители могли оценивать друг друга — таким образом на дорогах стало меньше грубости и ругани.

 
Каждый день в Боготе 400 000 человек садятся на велосипеды, чтобы доехать до работы.

Мокус также постановил закрывать бары и ночные клубы в час ночи. Новое правило резко снизило количество ночных автоаварий и пьяных драк. Но, по мнению мэра, агрессию на улицах нельзя было искоренить закрытием клубов — главным источником насилия оставались семьи. Антанас открыл горячую линию для детей, страдающих от домашнего насилия. Для искоренения преступности внутри городских районов были созданы гражданские патрульные группы. Благодаря этим и многим другим постановлениям Антанаса Мокуса, уровень преступности в городе снизился на 70 процентов, а количество автоаварий — на 50 процентов.

 

ЖАЙМЕ ЛЕРНЕР

ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕОСМЫСЛИЛ ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ КУРИТИБЫ

Возраст: 72 года
До мэрства: архитектор, инженер
Время работы: избирался три раза подряд. Работал с 1971 по 1975, с 1979 по 1984, с 1989 по 1992 год

 

«Ты начинаешь мыслить творчески, когда зачеркиваешь ноль у бюджета»

Один из самых известных мировых мэров — Жайме Лернер, до тридцати трех лет был инженером и архитектором. В 1971 году Лернера назначили мэром разрастающегося города Куритиба в Бразилии.

В Куритибе образца 1970 года было много проблем — пробки, бедность и большое количество узких, грязных улиц-трущоб. После вступленияна должность Жайме Лернер начал программу очищения городских трущоб путем обмена мешков мусора на пакеты с едой и проездные на транспорт. Чтобы очистить бухты и дать рыбакам постоянную работу, не зависящую от рыболовного сезона, мэр стал платить рыбакам за любой собранный мусор.

 

 

Так устроены транспортные потоки в Куритибе. Благодаря этому в Куритибе нет системных заторов, а общественный транспорт работает, как часы.

Вокруг Куритибы находилось большое количество пойм — долин, которые раз в год заливаются выходящим из берегов реками. Вместо того чтобы строить дорогостоящие дамбы, Жайме приобрел поймы и сделал вокруг парки. Траву убирали естественным путем — в парки стали выводить овец, шерсть которых использовали для благотворительных программ.

Кроме того, Жайме Лернер отверг генплан, по которому развивался город до его прихода к власти. План француза Альфреда Агаша предполагал сооружение большого бульварного кольца, усиление радиальных магистралей и снос исторического центра. Чтобы город не встал в одну большую пробку, Агаш сообщил о необходимости строительства метрополитена. Но Лернер отказался от кольцевой системы автодорог, разработав свою систему роста города вдоль транспортных структурных осей. Одна такая ось представляет собой центральную шестиполосную дорогу с полосами для общественного транспорта и местом для парковок, а также две боковые односторонние дороги с парковочными полосами. Такая система обусловила саморегуляцию транспорта в Куритибе. Строительство и продажа недвижимости также стали зависеть от пропускной способности дорог и наличия общественного транспорта. К примеру, многоэтажная застройка была разрешена только в зоне пешей доступности линий общественного транспорта, который до сегодняшнего дня представлен только автобусами. Различается лишь размер — от 40-60-местных, до 300-местных: когда Лернер получил федеральные деньги на строительство метро, то посчитал, что подземка будет стоить в десять раз дороже создания трамвайной сети, которая, в свою очередь в десять раз дороже обустройства путей для автобусов.

В 1994 году Жайме Лернер был избран на пост губернатора округа Парана и проработал на нем еще один срок. В июле 2002 года Лернера избрали президентом Международного союза архитекторов.

 

МАЙКЛ БЛУМБЕРГ

МЭР, У КОТОРОГО НЕТ СОБСТВЕННОГО КАБИНЕТА

Возраст: 68 лет
До мэрства: основатель информационного агентства Bloomberg
Время работы: три срока —
с 2001 по 2009 год

 

«Меня выбрали не для того, чтобы я хорошо смотрелся в опросах общест-венного мнения. Меня выбрали для того, чтобы я хорошо делал свое дело»

Преуспевающий бизнесмен, основатель империи «Блумберг», одного из ведущих поставщиков финансовой информации наряду с Reuters, Майкл Блумберг, став мэром, в первую очередь пересел из кабинета в огромный, разделенный перегородками офис с подчиненными. СМИ часто называют его стиль поведения «спартанским» — с этим можно согласиться с одной оговоркой — Блумберг слишком балует Нью-Йорк.

За время своего правления Блумберг сократил дефицит городского бюджета до 6 миллиардов долларов, ввел запрет на курение в общественных местах, реформировал систему образования и создал единую линию жалоб и предложений, на которую можно позвонить по номеру 311. Горячая линия — не единственный способ наладить коммуникацию жителей города и администрации. Главное, что идеология полной прозрачности и честности работы мэрии пошла прямо от Блумберга. В интервью на вопрос о том, будет ли новый футбольный стадион на западе Манхэттена приносить деньги, Блумберг сказал: «Это инвестиции в будущее, но без гарантированного дохода».

С приходом Блумберга по городу были проложены более 250 км велосипедных дорожек, появилось большое количество автобусных линий. Главная улица Нью-Йорка Бродвей перестала звучать тысячами автомобильных гудков: Блумберг закрыл участки Бродвея (например, знаменитую Таймс-Сквер) для транспорта. Революционные изменения транспортной ситуации города оказались успешными — сегодня население пользуется в основном общественным транспортом, что делает Нью-Йорк самым энергоэффективным городом США.

 


Приглашенная Блумбергом компания Gehl Architects перестроила Бродвей. Broadway Street превратился в Broadway Boulevard, обширные участки улицы стали пешеходными.

О работе мэра Блумберг говорит так: «Это лучшая работа на земле. Нет другого поста в правительстве, где причины и следствия были бы так тесно связаны, где можно было бы менять каждый день жизни разных людей различными способами. Это настоящий вызов».

 

ОХ СЕ-ХУН

МОЛОДОЙ ДИЗАЙНЕР ГОРОДА СЕУЛ

Возраст: 49 лет
До мэрства: адвокат
Время работы: с 2006 года
по сегодняшний день

 

«Я пытаюсь сделать так, чтобы дизайн города прежде всего „думал“ о людях, передвигающихся пешком»

Забудьте о Токио, — пишет The New York Times, — самым продвинутым и в технологическом и в экологическом плане городом в 2010 году становится Сеул». И всё благодаря молодому мэру Се-Хуну, который за четыре года своей работы сделал из южнокорейского города с пробками, смогом и бюрократией город будущего.

В первую очередь Ох Се-Хун убедил городских служащих в том, как важен городской дизайн: был перестроен аэропорт Инчеон, появились новые, технологичные станции метро, велодорожки, автобусы переоборудовали так, что теперь они стали ходить исключительно на природном газе. Компания HyundaiCard разработала автобусные остановки, а бюро Woofer — новые уличные указатели. Все это привело к тому, что в 2010 году Сеул объявили мировой столицей дизайна.

Весной 2010 года началась кампания Seoul Human Town. Это проект перестройки современных районов — старые дома, а иногда и целые районы, решено было реконструировать. Для начала были обозначены проблемы: ветхие здания, узкие улицы, мало зелени, появляющаяся с годами многоэтажность. После было принято решение расширить узкие улицы в старых районах за счет сноса первой линии домов. Оставшиеся дома — реконструировать. Благодаря этому в районах появится дополнительное место для зелени и тротуаров. Электрические провода будут убраны под землю. Также в пригороде Сеула появятся абсолютно новые районы.

 


Благодаря стараниям молодого мэра, в 2010 году Сеул объявили мировой столицей дизайна.

Как пишет британский журнал Monocle, «Сеул — это город, который готовит себя к будущему». Кажется, это действительно так. Только под началом Ох Се-Хуна на сайте города могла появиться страница «Сеул завтра».

 

АЛЬБЕРТО РУИС-ГАЛЬЯРДОН

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, КАК ГЛАВНАЯ МИССИЯ МАДРИДА

Возраст: 51 год
До мэрства: адвокат
Время работы: два срока —
с 2003 года по сегодняшний день

 

«Мы работаем
над концентрацией
и близостью мест
и улучшаем транс-портную систему
для Олимпийских игр»

В 2006 году телеканал ABC, на основе собственных исследований, назвал Альберто Руис-Гальярдона одним из самых популярных политиков Испании. Гальярдон нравится людям за свою прогрессивность (Гальярдон поддерживает секс-меньшинства и выступает за постоянное обновление города, иногда в ущерб историческому наследию) — за это же его критикуют члены партии People’s Party, в которой он состоит.

Став мэром в 2003 году, Гальярдон вплотную занялся реконструкцией и модернизацией города и подготовкой Мадрида к летним Олимпийским играм 2012 года. Планы мэра оказались обширными. За первый срок он поручил построить подземную, более безопасную для автомобилистов, часть скоростной кольцевой автомагистрали M30 в районе реки Мансанарес, создать проект сохранения исторических районов и реформировать финансовую систему города. Строительные работы на магистрали, которая является аналогом московского Садового кольца, длились 22 месяца и были завершены на 2 месяца раньше запланированного срока. На освободившемся от машин берегу реки Мансанарес была создана зеленая зона с парками, велодорожками и трамваями. Этот проект Гальярдона получил международные награды от Infrastructure Journal («Крупнейшая операция года 2005») и Euromoney («Проектное финансирование»).

Реконструкция и модернизация города не раз подвергались критике, главным образом за большие затраты: на проект создания шоссе М30, к примеру, мэр потратил около четырех миллиардов евро. Тем не менее мэрия города постаралась компенсировать траты новыми парковочными автоматами в центре города. Критические стрелы в адрес мэра не раз выпускались и по другому поводу: Руис-Гальярдон иногда забывал о сохранении старинного лица города. Например, он собирался вырубить деревья на бульваре проспекта Прадо, где находятся знаменитые мадридские музеи: галерея Прадо, музей Тиссена-Борнемисса и Музей современного искусства королевы Софии. В защиту старинного бульвара выступила баронесса Тита Сервера. Она приказала своим слугам приковать себя к деревьям и пообещала навсегда уехать из Испании, если начнется вырубка деревьев.

Когда в конкурсе на проведение летних Олимпийских игр 2012 года выиграл Лондон, Гальярдон не потерял надежды. В 2007 году он был переизбран на второй срок, чтобы все-таки подготовить город к Олимпийским играм 2016 года. Но в 2009 году стало известно, что столицей Олимпиады-2016 станет Рио-де-Жайнеро.

Опубликовано 28 февраля 2011, рубрики: Из мира дизайна. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставить комментарий

наверх страницы